Грузия. Гелатский монастырь

#Грузия, #святые места

12 июля 2015 из Местии мы поехали в Кутаиси. В этот день мы посетили последней третий на тот момент объект наследия ЮНЕСКО в Грузии - Гелатский монастырь.

Приехали мы в Кутаиси на автовокзал во втором часу дня. Автовокзал Кутаиси находится там же, где ж/д-станция Кутаиси-II. Сразу приметили на будущее, что в Батуми ездят маршрутки. Зашли в Макдональдс и попили апельсиновый сок, он там оказался дорогой. С этого момента понимаем что мы денег стали тратить многовато, значит начинаем себя несколько ограничивать. Прочитав путеводитель, сели в автобус №1 и за 30 тетри доехали до ж/д-вокзала Кутаиси-I. Здесь у здания вокзала стоит памятник царю Давиду IV Строителю.

Оттуда около 700 м прошли пешком до нового места жительства на два дня - StarHostel. Нас поселили в двуместный номер, но особенно удивила душевая комната. Душ совмещен с санузлом и раковиной, т.е. все стекает прямо на пол. Для меня это показалось необычным, например, помылся в душе и потом пол долгое время сырой, а если умыться потом сходить? - Только босиком или в тапках.

Поселились и пошли гулять в сторону площади. Пообедали в ресторане Rennee (в хостеле нам дали купон на 10%-ю скидку). На другой стороне площади кутаисский театр имени Ладо Месхишвили основанный в 1861 году и неработающий, но красивый, фонтан.

Снова читаю путеводитель и там написано, маршрутку до Гелатского монастыря надо искать позади драмтеатра. Прошли за драмтеатр и там нашли маршрутку до Гелати за 1 GEL/чел.

Монастырь находится на склоне горы и состоит из:

Ниже приведена схема монастыря.

Топо-схема монастыря. Если говорить вкратце, то в центре самый большой храм Рождества Пресвятой Богородицы. С востока вход в монастырь через арку и храм Святого Георгия Победоносца. С юга старые врата монастыря, под которыми могила Давида IV Строителя. На западе академия, храм Святого Николая Чудотворца и звонница с родником. На севере хоз.постройки. Жёлтое на схеме - строящиеся возможно торговые ларьки, во всяком случае очень похоже...

Через эту арку все входят в Гелатский монастырь.

Первый храм Святого Георгия Победоносца.

Сердце монастыря - большой храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Рядом с ним звонница, под которой оборудован родник.

Далее храм Святого Николая Чудотворца, очень небольшой, но зачем-то поднятый вверх на целый этаж, так что под храмом можно свободно ходить.

Здание академии, от которого уцелели лишь наружные стены и вход.

Помимо храмов, в монастыре есть еще нечто, знаменитое едва ли не более храмов - его южные ворота. Их слава началась в тот год, когда царь Давид Строитель, согласно своему завещанию, был похоронен под их аркой. Это было своего рода проявление смирения: люди должны были входить в монастырь, наступая ногами на могильную плиту. Время внесло коррективы и эти ворота сейчас не являются проходными, превратившись фактически в мавзолей.

Надпись на могиле гласит: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце моё, чтобы слышал я боль его".

На территории монастыря есть еще множество различных древних могил. Долгое время в Гелатском монастыре было принято хоронить грузинских царей и даже царица Тамара, как считается, была похоронена где-то здесь.

К нам примкнула одна верующая грузинка (или служительница монастыря), она была вся в черном – видимо носила траур. Позже мы узнали, что она уже два года как вдова. Вообще женщины в Грузии носят траур пожизненно. Как мы поняли, её муж был русским. Она признала в нас русских, поэтому и примкнула к нам. Сказала, что мы кажемся ей хорошими людьми, и она стала нам рассказывать про монастырь. К сожалению, не спросили и не запомнили, как зовут эту женщину.

Сначала мы зашли в академию. Деятельностью Гелатской академии в значительной мере определялся расцвет грузинской культуры. Члены академии интересовались древнегреческой философией.

В одном углу большого помещения мы заметили лестницу в подземелье. Никого не было вокруг и я из любопытства быстренько слазил вниз посмотреть что там.

Оказалось, что это небольшой погреб. По-моему, там стояло что-то типа бражки и пустая стеклянная тара.

Над входом в Гелатскую академию замечательный навес с четырьмя колоннами. Наверное, это самая красивая часть здания академии. Например, каждая колонна имеет свой орнамент, который что-то значит, где-то были животные, где-то знаки зодиака и пр. Та женщина нам много рассказывала на полуломаном русском, но, к сожалению, мы ничего не запомнили.

Далее мы заходим в храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В этом храме очень много фресок, которые были нанесены в разное время. Гелатский монастырь сохранил великое множество настенных росписей которые датируются 12-18 веками. И поэтому самое чудесное в архитектуре этого храма состоит в его фресках и мозаиках.

Из полуразрушенных полу восстановленных храмов где я был до этого, пожалуй это самый грандиозный по количеству фресок.

Самая красивая роспись на алтарной апсиде собора. Наибольшего внимания заслуживает уникальное мозаичное изображение Божией Матери на алтарном своде времени основания монастыря, являющееся великолепным образцом средневековой мозаичной живописи.

Свод купола храма. Я задал вопрос той женщине: "Почему в Грузии во всех храмах всегда один купол, когда в Росси всегда 5 куполов?". Она ответила, что скорее всего это национальная особенность...

Каждая фреска олицетворяет какой-то библейский сюжет.

На одной из фресок изображены грузинские цари, которые вносили свой вклад в развитие монастыря.

Особенно наше внимание акцентировали на Давиде IV Строителе. Его прозвище "строитель" он получил за то, что при нем началось строительство Гелатского монастыря, ну и еще он много чего построил... Чаще его изображают с храмом, который он держит в руке. Даже на статуе у ж/д- вокзала Кутаиси-II Давид Строитель на коне и держит храм в руке.

Еще нас провели в какое-то помещение храма, куда не ходит основная масса туристов.

А еще на южной стене храма есть солнечные часы.

Потом мы поднялись на второй этаж храма Святого Николая Чудотворца.

Убранство этого храма весьма скромно. Фресок нет, алтарь перегорожен деревянным ограждением.

Потом мы пошли в храм Святого Георгия Победоносца.

В этом храме тоже много фресок, но храм меньше в размерах, чем главный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Поблагодарили ту женщину за проведенную экскурсию. Она нам сказала фразу, которая очень запомнилась: "Пока человек живет в этой жизни, ходит по земле, самое главное это любовь (между всеми людьми) и жизнь человека". Направились к выходу.

Вид на Гелатский монастырь со склона горы.

Возле Гелатского монастыря есть еще развалины какого-то церковного комплекса. Как нам сказали, вот эта часовня была построена для бедняков(?)

Все было похоже на развалины крепости с небольшим храмом. Странно, что это стоит до сих пор в полуразрушенном состоянии, когда соседний Гелатский монастырь так развивается.

---

Использована информация с сайтов:

В Кутаиси уехали на этой же маршрутке что и приехали. Такое ощущение, что ездит только одна машина.