Чишминские мавзолеи

23 июля 2016 был последний день отпускного путешествия. От многого пришлось отказаться из плана, а также были другие факторы. В этот день посетили чишминские мавзолеи, и поехали домой.

Всего мавзолеев возле Чишмов два. Первый мавзолей (кэшэнэ, в пер. с башк. кәшәнәһе - мавзолей) Турахана 14-15 веков. Находится в 12 километрах от районного центра рядом с дорогой, ведущей от посёлка Чишмы в деревню Нижние Термы.

Предполагается, что некогда рядом стояла каменная мечеть, входившая с мавзолеем в единый ритуально-архитектурный ансамбль. По некоторым предположениям, кэшэнэ служил "домом суда", где проходили судебные процессы.

Мавзолей Тура-хана построен из грубо обработанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен - более 1 метра, а высота до купола - 8 метров. Сооружение обнесено современной решёткой с закрытой на замок калиткой. Вход в мавзолей также находится на замке.

Никаких сведений о том, кто такой был Тура-хан (Турухан), история не сохранила. Всё, что о нём рассказывают, не основано на исторических источниках. Некоторые считают, что это был чингизид (прямой потомок Чингисхана), который кочевал по Иртышу, близ современного Тобольска. Из-за распрей с родственниками, он покинул Западную Сибирь и пришел в башкирские земли. Стоит заметить, что в те далекие времена башкиры селились гораздо шире и в районе нынешнего Тобольска тоже кочевали представители этого народа.

По другой версии, Тура-хан был братом могущественного хана Басмана, власть которого распространялась на оба склона Южного Урала. Тура-хан был убит в междоусобной войне, что во времена средневековья было не редкостью. П. И. Рычков писал, что до прихода русских и основания Уфы на месте города в "чёртовом городище" (теперь там санаторий "Зелёная Роща") был приличных размеров город. Тура-хан жил там зимой. А летом Тура-хан перебирался в район деревень Термы, где, собственно, и находится его мавзолей.

В современных публикациях также можно встретить утверждения, что Тура-хан правил в Башкортостане в начале 16 века. В шежере (родословной) бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. "Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сыном был Кусем-хан. В те времена была битва хана Бурака из Сарайчика, события были из-за земли и воды". Тура-хан был якобы убит вместе со своим братом Басманом, соперником - ногаем Алтакаром.

Странно, вроде памятник 15 века, но другая, более старая табличка говорить, что 12 века...

Замок был сломан, и нам удалось заглянуть во внутрь.

Оба мавзолея не сохранились в первозданном виде, со времен Золотой Орды они наверняка неоднократно разрушались. Мавзолеи были отреставрированы некоторое время назад, может столетие. Сейчас они тоже подвержены разрушению, особенно Тура-хана, т.к. он стоит в поле на горе.

Потом поехали сквозь весь поселок Чишмы ко второму мавзолею - Хусейнбека. Когда к нему ехали, увидели потрясающе красивое розовое поле гречихи.

Мавзолей Хусейн-бека - место захоронения Хаджи-Хусейн-бека - первого имама (духовного главы мусульман) на территории современного Башкортостана. Находится на кладбище Акзират посёлка Чишмы Чишминского района республики Башкортостан. Имеет статус мусульманской святыни.

Хусейн-бек, сын Омар-бека родился в начале 14 века в Туркестане. В молодости поступил в местное медресе, где изучил науку фикх и вступил в суфийское братство Ясавия. Позднее Хусейн-бек совершил хадж в Мекку. В начале 14 века башкирский хан обратился в Туркестан с просьбой прислать в башкирские земли человека для распространения ислама. В земли башкир был направлен Хусейн-бек.

В Башкирии он стал духовным судьёй над башкирами и носил титул кади. После определенных успехов в распространении Ислама среди башкир Хаджи-Хусейн-бек становится первым имамом Башкортостана. Он умер в 1341-42 году и был похоронен рядом с озером Акзират, на небольшом холме. Теперь это территория поселка Чишмы.

В 1393-94 году хан Тамерлан вступил на территорию башкирских земель, преследуя золотоордынского хана Тохтамыша. Наткнувшись на могилу Хаджи-Хусейн-бека, Тамерлан решил воздвигнуть в его честь величественную гробницу. Надгробную плиту привез хан Темир-Ленг из Туркестана на 12 волах. На ней было написано: "Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн - беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные". Сейчас плита находится в Уфимском краеведческом музее.

Скоро гробница была построена. Она представляла собой квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом.

К сожалению, уже в 18 веке от мавзолея остались только руины. Реконструкция случилась в 1911 году, благодаря уфимскому муфтию.

В 1985 году башкирский археолог Г.Н. Гарустович произвел археологический раскопки внутри мавзолея Хусейн-бека и обнаружил девять захоронений: трех взрослых и шесть детских. Как полагают, центральное погребение принадлежало Хусейн-беку: он, как и остальные, лежал в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг, - Мекку.

Скелет Хусейн-бека был подвергнут тщательному обследованию. Оно показало, что он был ростом около 160 см, без следов заболеваний, могущих вызвать изменения костной системы. На основе хорошо сохранившегося черепа был восстановлен портрет Хусейн-бека: он был человеком с европейским лицом.

Про мавзолей рассказывают много легенд неопределённого происхождения. Например, будто бы на том же холме, где была возведена гробница, Тамерлан со своим войском переждал зиму. Из-за неустановленной причины часть войска погибла. И рядом с Мавзолеем Хусейн-бека были похоронены шесть князей-военачальников. Их могилы и дали начало древнему мусульманскому кладбищу Акзират.

На надгробных плитах не арабская вязь, а то ли монгольские письмена, то ли башкирские тамги (родовые знаки), то ли тюркские руны...

Цикорий (?)

Возле кладбища наблюдали еще один полевой контраст: розовая греча и белая рожь.

Из-за эмоционального давления на меня, принял решение ехать домой. Пришлось отказаться от нескольких достопримечательностей. Закончилось путешествие, по сути, там же, где и началось - на землях, где родина Салавата Юлаева. Искал место его родной деревни Текеево, а по факту проехали в Юлаево (бывшее Шаганаево). Как потом выяснил, это деревня врага рода Салавата - Шаганая Барсукова.

В 1952 году местные власти совершили необдуманный шаг: деревню врага Юлая Азналина (отца Салавата) назвали именем Юлая, при том, что Юлай Азналин никак не был связан с этой деревней...

Напоследок, традиционно, остановились у источника Кургазак, чтобы набрать воды и освежиться от жары. Впервые искупались в бассейне возле водопадов.

Водица прохладная (бодрящая), - самое то в такую жару. Возможно, это купание придало дополнительных сил доехать домой. До дома осталось 400 км.

Последняя остановка была в Михайловске возле заброшенной бумажной фабрики. Разрушка знатная и обжитая: кто-то (как я) даты построек ищет, кто-то бомжует, кто-то фотосессии устраивает...

Автопробег Звезда(21.07) - Березовский(23.07) составил 1530 км, расход бензина 9,6л/100км. Общий пробег за все путешествие составил 3162 км.

Доволен тем, что посетил основные достопримечательности и закрыл некоторые старые долги по путешествиям. Недоволен эмоциональным фонон и давлением, а также головными болями.

Тем не менее, в целом, путешествием удовлетворен.

---

Использована информация: