#Екатеринбург, #писаница, #Романовы
20 октября 2011, находясь в отпуске, посетил наконец-то Свердловский областной краеведческий музей, точнее одно из его подразделений "Историческая экспозиция". Находится по адресу: г.Екатеринбург, проспект Ленина, 69/10. Работает со среды по воскресенье с 11 до 18 часов (касса работает с 11:00 до 17:30), выходные понедельник и воскресенье. Цена билета на момент написания поста составила всего 100р. + 50р./фотосъемка.
Здание пятиэтажное. На первом этаже гардероб и касса + служебные помещения, на остальных этажах находятся залы с экспозициями. На этажах находятся:
Конечно экспонатов очень много и чтобы все рассмотреть и прочитать досконально нужно немало часов, а то и дней. Я лишь был ограничен парой часов (на это время меня накануне с ориентировали на кассе, когда узнавал днями раньше). Купив билет и приготовив свою боевую "мыльницу", я отправился на второй этаж и приступил к осмотру. В каждом зале музея сидела тётенька и проверяла билет с "разрешением" на фотосъемку. Как потом выяснилось, оказывается можно купить билет на посещение отдельных залов (один зал 50р., два зала - 100р.), но выгоднее конечно приобрести полный билет. Начало осмотра было в первом зале - зал истории музея. Конечно, традиционно, первое что бросилось в глаза - это чучело медведя.
Свердловский областной краеведческий музей является наследником Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), основанного 29 декабря 1870 года (10 января 1871 года по новому стилю) в Екатеринбурге. УОЛЕ - была одна из крупнейших научно-краеведческих общественных организаций Российской империи и СССР. До 1920-х годов общество являлось единственным центром общественно-краеведческого движения на Урале. Перед обществом ставились следующие цели:
Общество было закрыто в 1929 году решением органов советской власти.
Заметил фотографию Елизаветы Михайловны Берс вместе с Верой Михайловной Раушенбах. К сожалению, про вторую ничего не слышал, но у Е.М. Берс есть замечательная книга "Археологические памятники Свердловска и его окрестностей", которую я так и не могу прочитать.
Из первого зала я плавно перешел в следующий - в "Шигирскую кладовую". Вокруг всякие карты-схемы Шигирского торфяника, археологические находки.
В экспозиции "Шигирская кладовая" представлены орудия охоты, орудия рыболовства и собирательства, землекопные и деревообрабатывающие орудия, бытовая утварь и многое другое.
Все эти находки были найдены в торфяниках. Торф обладает свойством тысячелетиями сохранять предметы из органических материалов (кости, рога, дерева, растительных волокон и т.д.), в то время как в других почвах, например в песке или глине, эти предметы исчезают бесследно. Вот, например, представлен образец монолита торфа с фрагментом глиняного сосуда каким он был найден.
Но для не посвященных остается вопрос: что же значит слова "Шигирский" и в чем особенность всех этих находок?
Шигирская археологическая коллекция была собрана в 19 - начале 20 вв. при золотодобычи на Шигирском торфянике (окрестности города Кировграда, Свердловской области). Рядом расположено небольшое озеро Чигирское или, как его называли в старину - Шигирское (название, видимо, происходит от находящегося в этом районе торфяника). В древности в этом месте существовала озерная система, сформировавшаяся свыше 10 тыс. лет тому назад. Предметы были найдены как в слоях торфа, так и в озерных отложениях (сапропелях) и под ними в песке, что говорит о длительности жизни людей на берегах Шигирского озера.
Шигирские находки стали первыми торфяниковыми древностями, открытыми в России. Они были восприняты как особое, уникальное явление и вызвали большой интерес. Предметы Шигирской коллекции - уникальнейшие источники по реконструкции материальной и духовной сфер жизни древних обществ.
Но жемчужиной коллекции является Большой Шигирский идол. Это самый известный экспонат археологической коллекции. Он был найден 24 января (5 февраля по новому стилю) 1890 года на Втором Курьинском прииске Шигирского торфянника на глубине 4 метров и по распоряжению владельца территории графа А.А. Стенбок-Фермора передан в дар музею УОЛЕ. Идол изготовлен из ствола лиственницы и когда-то представлял собой фигуру высотой 5,3 м с объемной головой и туловом в виде доски. Из-за плохой сохранности он распался на отдельные фрагменты. В 1914 году археолог В.Я. Толмачев выполнил научную реконструкцию идола. Большой Шигирский идол - свидетельство сложной системы мифологических представлений древнего уральского населения. Его тулово со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны лица - личины. В 1997 году были проведены независимые экспертизы по радиоуглеродному определению возраста идола. Он оказался равен 9,5 тысячам лет! Т.е. он сделан еще в эпоху мезолита - среднего каменного века - и является самой древней деревянной скульптурой, известной на сегодняшний день в истории цивилизации. Для сравнения: возраст Египетских пирамид датируется до 3 тыс. лет до н.э., Шигирский идол был сделан 9500-2000=7500 лет до н.э., т.е. фактически он вдвое старше Египетских пирамид!
Рассмотрев идола, я отправился в соседний зал - зал "Древняя история народов Урала". Пожалуй, именно в этом зале было то, что меня интересовало больше всего - археологические находки в Свердловской области и Уральские писаницы. Вот на фото межплеменное святилище в эпоху мезолита в камне Дыроватый на реке Чусовой.
А это наскальные рисунки (далее - писаницы) на камне Двуглазый на реке Нейва.
На потолке висит подобие "раскрученного рулона" чем-то напоминающего кинопленку, на внутренней стороне которого зарисованы эскизы писаниц обнаруженных на Уральских скалах на реках Реж, Тагил, Вишера, Юрюзань. Из этих рисунков воочию я видел только " Шайтанские писаницы" на реке Реж. Был в районе деревни Сохарево у пещеры, а там оказывается есть писаницы, а я их и не видел.
Это горн реконструированный в натуральную величину (по Е.М. Берс) на горе Петрогром. Относится к Иткульской культуре, ранний железный век 7-3 вв. до н.э. Подобный, но в более меньшем масштабе я видел в Верхнепышминском историческом музее.
Рядом на стенде висят другие находки относящиеся к той же Иткульской культуре, ранний железный век 8-3 вв. до н.э. Обратите внимание на самого длинного идола (правого нижнего). Этот антропоморфный идол и фрагмент каменной булавы были найдены на горе Адуй в конце 19 века. Наверное имеется ввиду не гора, а больше скала "Адуйский камень", который мне так упорно не давалась, но покорившаяся 28 августа сего года. Когда читал про это место, то действительно мелькала информация, что на камне был найден клад в виде идола и пр. Точно такой же но по меньше и медный я видел в том же Верхнепышминском музее.
Много еще находок и экспонатов в этом зале, все не перефотографируешь. Уже на выходе заметил еще одну фотографию: на ней изображены рисунки мамонта и лошади в Игнатиевской пещере в Челябинской области. Надеюсь я побываю в этой пещере, ведь в Челябинской области я еще мало где был на момент написания этого поста.
Далее я переместился на третий этаж в единый зал: "Горный мир" - Урал в 18 - первой половине 19 вв; "На путях в Сибирь" - Русские на Урале; "На одной земле, под одним небом" - зал этнографии. Контролерша сразу с ориентировала где начало осмотра (слева от входа) и велела двигаться по часовой стрелке вдоль стены. Сразу в глаза бросилась рисованная карта расселения народностей Урала и освоения края русскими в 11-16 веках.
Краткая информация.
Урал - обширный край, расположенный вдоль Уральских гор от Северного моря до Прикаспийских степей, естественная граница между Европой и Азией. Коренное население края - ханты, манси, коми-пермяки, удмурты. В результате миграций и монгольского завоевания оно пополнилось татарами и башкирами. Богатые земли Югры (Приуралья и Зауралья) уже с 11 века манили предприимчивых русских людей, шедших за пушниной, позднее - за каменной солью. В 14 веке в борьбу за овладение восточными землями включается Московское княжество. После присоединения к Московскому государству Поволжья (1552 г. - Казанское, 1556 г. - Астраханское ханство) и Башкирии (1557 г.), русские проникают в Прикамье (ныне Пермский край). В 1558 году на Прикамские земли получил Жалованную грамоту от Ивана IV Грозного купец Григорий Строганов, построивший здесь первые солевые заводы и городки. Единственной преградой для продвижения на восток было Сибирское ханство, возглавляемое ханом Кучумом. Но, в результате похода дружины Ермака (1581-1585 гг.), закончившегося поражением Кучума, территория Урала и Западной Сибири вошла в состав Русского государства.
Конечно этот период примечателен походом Ермака, чей портрет неизвестного Тобольского художника (1753 г.) красуется рядом.
Далее у стены стоит часть "корабля". Вероятно, такие струги (русское плоскодонное парусно-гребное судно 11-18 веков) были у Ермака в его походе.
Далее карта владений рода Строгановых.
Далее по хронологии и ходу осмотра 17-18 век - время правления Петра I, возвышения рода Демидовых, основание Каменского завода и Екатеринбурга.
Портрет Петра I. Его именем назван город Санкт-Петербург, в то время столица государства.
Портрет его жены Екатерины I, её именем был назван Екатеринбург.
Рисунок Невьянского завода. Невьянск - столица владения Демидовых. В центре картины Невьянская башня, как символ величия, дома и ставки Демидовых на Урале.
Рисунок казенного Каменского завода.
Привлек внимание еще один экспонат - брус из плотины Екатеринбургского завода.
А вот и макет самого Екатеринбургского завода. От него осталась плотина (ныне это место в самом центре Екатеринбурга называется "плотинка").
Это макет барки. Барка - речное несамоходное грузовое судно. Барками переправлялась продукция (железо) Уральских заводов по реке Чусовой на запад.
Портрет В.Н. Татищева - главного начальника Уральских горных заводов (1720-1722 и 1734-1739 гг.), одного из основателей Екатеринбурга.
Портрет В.И. Генина - главного начальника Уральских горных заводов (1722-1734 гг.), одного из основателей Екатеринбурга.
Портрет А.Ф. Турчанинова - владельца "соседних" Сысертских заводов.
Немного предметов интерьера того времени.
...и одежды (дворян?).
В этом зале все. Пошел на следующий четвертый этаж в зал экспонатов "Урал - фронту". Снова контролерша, осмотр слева по часовой стрелке вдоль стены. При входе сразу бросаются в глаза различные знамена.
Далее трофейное немецкое оружие второй мировой войны и вещи.
Различное оружие и боеприпасы применяемые в русской армии.
Легендарный станковый пулемет "Максим" образца 1910 года, модернизированный. Масса 63,3 кг, прицельная дальность 3000 м, скорострельность 250-300 выстрелов в минуту, ёмкость магазина (ленты) патронов 250 патронов.
Пулемет станковый П.М. Горюнова образца 1943 года (СГ-43), масса 40,4 кг, прицельная дальность 2300 м, темп стрельбы 600 выстрелов в минуту, ёмкость магазина (ленты) 250 патронов.
Пушка дивизионная ЗИС-3 76-мм образца 1942 года, артиллерийское орудие для стрельбы по наземным целям. Дальность стрельбы 13-15 км, масса до 2 тонн.
Образцы обмундирования Советской армии в годы Великой Отечественной войны.
Другие образцы оружия.
Рядом портрет легендарного разведчика, нашего земляка, Николая Ивановича Кузнецова. О нем, я думаю, когда-нибудь будет отдельный пост.
Портрет маршала-победителя Георгия Константиновича Жукова.
И напоследок осмотра лозунг.
Последний зал на последнем этаже - это зал памяти Романовых. О Романовых сказано и написано многое. Здесь в основном фотографии, карты-схемы (поисков останков расстрелянной царской семьи). Зал по всей видимости не пользуется частым посещением, т.к. контролерша оговорилась, что, мол, до нее мало доходит народу.
Вот портрет императора Николая II и императрицы Александры Федоровны Романовых.
Герб рода бояр Романовых.
Герб Российской империи.
Карта Российской империи: оранжевым цветом выделена территория на начало 20 века, желтым - на начало 17 века на момент воцарения династии Романовых.
Схема перевозки Романовых со станции Екатеринбург II в дом Ипатьева 30 апреля 1918 года.
Яков Юровский - руководил расстрелом царской семьи в 1918 году.
Фотография 1919 года дома инженера Ипатьева, в котором была расстреляна семья последнего русского царя.
Фотография комнаты, в которой была расстреляна царская семья.
На этом мое посещение исторических экспозиций было закончено. На последок приобрел в музее две книги. С удовольствием сходил бы еще раз в этот музей, но на этот раз уже только любоваться, а не фотографировать. И это уже случилось весной 2014 года. Тогда нам экскурсовод подробно рассказывал про шигирского идола и свою гипотезу о том, что этот идол - это картина сотворения мира в представлении древних вогульских племен.
Использована информация с музейных надписей и сайта Википедии