Логическим финалом нашего путешествия было посещение музея каслинского художественного литья и посещение кладбища...
Как же все-таки муторно писать про музеи. Иногда даже хочется забросить всю эту летопись...
Помещение музея тесное. Два узких коридора и один небольшой зал. Все остальные помещения - служебные. В зале выставлена коллекция скульптур из чугуна. Выставлено всего лишь 10% от всего фонда.
Экскурсовод начал рассказывать про историю завода, про скульпторов и пр. Но я, к сожалению не слушал, т.к. увлекся тем что начал много фотографировать, и подумал, что все то же самое прочитаю в интернетах.
Музей основан в 1962 году постановлением бюро Каслинского райкома КПСС, открыт в 1963 году как историко-краеведческий музей на общественных началах. Музей находится в доме купца Лежнева (постройка середины 19 века). С середины 1970-х годов значительно пополнилась уникальная коллекция чугунного художественного литья, в результате чего в 1977 году произошло перепрофилирование учреждения: музей был преобразован в Каслинский музей художественного литья. Каслинский музей ? единственный в России специализированный музей художественного литья. Основу его собрания составляет уникальная коллекция чугунных отливок, выполненных в 19-20 вв. на Каслинском заводе. Завод был основан в 1747 году тульским купцом Я.Р. Коробковым (внучатый племянник первой жены Акинфия Никитича Демидова) на Каслинском истоке (башкирское название этой реки – Кургулак) между озерами Большие Касли и Иртяш.
Приступив к освоению фигурных изделий из чугуна в первой четверти 19 века, предприятие во второй половине 20 века превратилось в главный центр художественного литья. Редкие свойства местных формовочных материалов, особый состав чугуна и замечательное мастерство каслинских умельцев обеспечили феноменально высокое качество отливок. Стоит упомянуть, что в качестве формовочных материалов главным образом используются различные пески (с глиной), реже прибегают к литью по восковым моделям. Над чугунной скульптурой в основном трудятся три разных специалиста: формовщик - готовит форму, в которую заливается металл, чеканщик - обрабатывает готовую отлитую форму, и специалист по окраске готовых художественных вещей.
Участие Каслинского завода в российских и международных выставках отмечено множеством золотых, серебряных и бронзовых медалей и дипломов. В советское время традиции художественного литья были продолжены такими мастерами скульптуры, как Н.В. Томский, М.Г. Манизер, К.А. Клодт, П.С. Аникин, С.П. Манаенков, А.С. Гилев, А.В. Чиркин, О.А. Скачков и другие.
Как потом выяснилось, экспозиция музея регулярно меняется и некоторые скульптуры меняют. Например, в день нашего посещения 22 марта 2014 была тема посвященная П.П. Бажову.
С 1920 года Бажов работал журналистом в уральских газетах "Окопная правда", "Красный путь", редактировал газету "Известия Уревкома" ("Советская власть"), выступая на страницах газет с очерками о старом заводском быте, о революционных событиях (1917-1923 гг.). Итогом поездки в Касли в 1925 году стала публикация в журнале "Товарищ Терентий", где в статье "Из поездки в Каслинский завод", посвященной каслинскому заводу, талантливым мастерам П.П. Бажов в сказе "Чугунная бабушка" написал ставшие крылатыми слова: "Работа - она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется" - именно эту фразу увидел на одном из памятников на кладбище.
Мир сказов Павла Петровича Бажова - это гимн красоте горного Урала, мастеровому, изобретательному, нутомимому рабочему человеку, "первопроходцу".
Многие скульпторы: А.В. Чиркин, А.С. Гилев, Н.С. Гореликов, А.Кутяев, И.В. Бесчастнов, С.П.Манаенков, Д.Ю. Косыгина, обращались к теме Бажова, воплощая творческую мысль в произведениях искусства. В произведениях наряду с реалистическими героями Даниилом, Танюшкой, Степаном, возникают фантастические образы Малахитницы (Хозяйки Медной горы), Великого полоза, Серебреного копытца и многих других. А.В. Чиркин, скульптор, запечатлел образ сказителя Павла Петровича Бажова, выполнив бюст писателя в 1956 году. Чиркин стремился и в других произведениях по произведениям Бажова запечатлеть героев сказов, наделяя их чертами, присущими уральским рабочим.
Здесь присутствуют:
А.В. Чиркин, бюст "Павел Петрович Бажов". Модель 1955 г., отливка 1959 г.
А.С. Гилев, подчасник "Хозяйка Медной горы и Данила-мастер". Модель 1955 г., отливка 1958 г.
И.В. Бесчастнов, рельеф "Ермаковы лебеди". Модель 1977 г., отливка 1982 г.
И.В. Бесчастнов, рельеф "Золотой волос". Модель 1977 г., отливка 1984 г.
Среди многочисленных произведений отражены главные персонажи Мастер Данила и Хозяйка горы Медной, Серебряное копытце и Золотой волос.
А.В. Чиркин, "Хозяка Медной горы и Данила-мастер". Модель 1972 г., отливка 1974 г.
И.В. Бесчастнов, рельеф "Серебряное копытце". Модель 1978 г., отливка 1983 г.
А.А. Лукьянов, "Серебряное копытце". Модель 1937-1938 г., отливка 1940-х гг.
А.Кутяев, "Данила-мастер". Модель 1957 г., отливка 1983 г.
Скульптур очень много. Я старался сфотографировать каждую, но на это надо очень много времени и терпения. Плюс ко всему здесь недостаточно освещения, и поэтому многие снимки не получились. От частой вспышки у меня даже помутнение в глазах началось. В этом посте далее будут фотографии скульптур, которые наиболее хорошо получились.
Я сделал некоторое наблюдение: в основном присутствуют скульптуры некоторой определенной тематики. Например, люди в движении (танцуют), медведи, лошади (лошадная тема особенно распространена), другие животные, мифические существа, кораблики, исторические личности и их бюсты
О.А. Скачков, "Цветок жизни". Модель и отливка 1978-1979 гг.
"Святая Великомученица Екатерина". Модель и отливка 2006 г.
В.М. Пряхин, "Поединок". Модель и отливка 1990 г.
А.И. Просвирнин, "А.С. Пушкин в Болдино". Модель 1984 г., отливка 1985 г.
А.И. Просвирнин, "Руслан и Черномор". Модель 1975 г., отливка 1983 г.
А.В. Чиркин, "Наездница Елена Петушкова". Модель 1972 г., отливка 1974 г.
О.А. Скачков, "Георгий Победоносец". Модель и отливка 1987 г.
А.В. Чиркин, "Дон-Кихот и Санчо Панса". Модель 1980 г., отливка 1983 г.
А.С. Гилев, "Лесопосадчица". Модель и отливка 1951 г.
А.С. Гилев, "Чистильщик". Модель и отливка 1964 г.
Н.А. Баландин, "В.И. Чапаев на коне". Модель 1935 г., отливка 1952 г.
А.С. Гилев, "Вышивание". Модель и отливка 1965 г.
В какой-то момент экскурсовод прервал свой рассказ и включил DVD-плеер, который показывал технологию отливки чугунных скульптур. Видео специально снято для музея и никак не тиражировалось. А я как ошалелый продолжаю все фотографировать, потому что знаю, что времени у меня в обрез, и потом дома, когда будешь писать рассказ, то больше узнаешь, чем ты сейчас послушаешь и тут же за дверями забудешь. А вот фотоматериал останется навсегда...
Поскольку в советское время деятельность завода была активной, то и не забыли сделать коммунистических лидеров: Карл Маркс, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Ф.Э. Дзержинский.
П.С. Аникин, "Гимн Советского Союза". Модель 1944 г., отливка 1945 г.
П.С. Аникин, "Мастерство бессмертно". Модель 1946 г., отливка 1972 г.
Х. Кардона, "Крестьянин, идущий с работы". Модель 1903 г., отливка 1950-х гг.
М.Д. Канаев, бюст "Император Александра III". Модель XIX в., отливка 1994 г.
П.К. Клодт, "Конь с попоной". Модель 1840-х гг., отливка 1957 г. Именно эта скульптура красуется на гербе города.
А это, пожалуй, самая главная скульптура выпущенная заводом: Н.А. Лаверецкий, "Россия". Модель 1895 г., отливка 1995 г. Скульптурная композиция Н.А.Лаверецкого изображает Россию в виде прекрасной и сильной молодой женщины-воительницы, одетой в кольчугу, решительно держащей в правой руке меч, в левой - щит. Вот некоторые отличительные особенности скульптуры, которые я заметил и это сугубо мое личное мнение:
Неизвестный автор, Стол со знаками зодиака. Модель I пол. XIX в., отливка 1999 г. Точно такой же я видел в Горнозаводском краеведческом музее, теперь хоть знаю где его сделали.
Е.А. Лансере, "Отъезд казака". Модель 1868 г., отливка 1960-х гг.
Е.А. Лансере, "Джигитовка лезгин". Модель 1870 г., отливка 1959 г.
С.А. Оссовская, "Кавказский пленник". Модель 1900 г., отливка 2006 г.
Н. Мейер, "Гном-фотограф". Модель конца XIX в., отливка 2000 г.
Д. Карнье, "Амазонка" (уменьшенная копия с мраморной скульптуры Мюло А.Ф.). Модель начала XX в., отливка 1995 г.
Ж.-Л. Готье, "Мефистофель". Модель 1860-х гг., отливка 1976 г. Одна из гордостей каслинского литья.
Э.-М. Фальконе, "Весна с Амуром". Модель 1755 г., отливка 1992 г.
Ж.-Л. Готье, "Дон Кихот". Модель 1860-х гг., отливка 1930-х гг. Одна из гордостей каслинского литья.
М.Л. Диллон, "Флора (Водяная лилия)". Модель 1899 г., отливка 1998 г.
С. Голдштейн, "Юдифь". Модель 1890-х гг., отливка 1950 г.
Неизвестный автор, канделябр "Рыцарь со штандартом". Модель XIX в., отливка 1893 г.
Дж. Да Болонья, "Меркурий". Модель 1564 г., отливка 1989 г.
Фолькони Андреа, "Фортуна". Модель 1660-х гг., отливка 1993 г.
Неизвестный автор, "Купальщица". Модель XIX в., отливка 1973 г.
П.П. Забелло, "Ермак". Модель XIX в., отливка 1967 г.
На этом наша экскурсия и осмотр скульптур закончены. В коридоре еще сфотографировал картину Зоткина "Вид на Каслинский завод", 1943 год.
После музея мы пошли на кладбище. Проходили мимо каслинского заводского госпиталя, расположенного в исторической части Каслей (ныне ул. Коммуны). У этого здания есть Екатеринбургский след... Госпиталь построен предположительно по проекту М.П. Малахова между 1810 и 1827 гг., когда Каслинский завод был унаследован дочерьми Л.И. Расторгуева – Е.Л. Зотовой и М.Л. Харитоновой; курировал строительство Г.Ф. Зотов. "Больница на 12 человек" (1827 г.) располагалась в одноэтажном Н-образном в плане кирпичном оштукатуренном здании, возведенном на высоком цоколе и доминировавшем над окружающей застройкой. Здание состоит из двух симметрично расположенных объемов, соединенных галереей.
Первые большие памятники - бюсты известным скульпторам каслинского завода работы А.С. Гилёва. Это бюст Н.Р. Баха, про него в музее рассказали следующую легенду. Он завещал поставить рядом с его могилой большой камень, на котором он при жизни сидел и размышлял... Завещание исполнили - камень стоит под ёлкой. Надпись на камне гласит: "Моему незабвенному мужу академику скульптуры Николаю Романовичу Бах. Родился в Петербурге 27 января 1853 г., умер в Каслях 18 января 1885 г."
Другие известные скульпторы: Канаев М.Д. и Клодт К.А.
На кладбище немало бюстов других людей. Каждое произведение по-своему уникально.
Еще заметили один тип памятников "широкого потребления". Это обычная чугунная плита круглой формы окаймленная узорчатым венком из лавра, позади два остроконечных перекрещенных прута (напоминающих древко от флага), на плите отлитые буквы. Нигде таких "памятников" никто не видел, видимо это продукт для местного рынка...
Наиболее масштабным является надгробие С.М. Гилева. Умерший был известным мастером чугунного художественного литья. Он изображен в минуты творчества, сидящим и сосредоточенным, в руках у него декоративная шкатулка. Выполнено оно сыном умершего – А.С. Гилевым. Общая высота этого персонифицированного мемориального сооружения (три метра) превращает его в монумент. Скульптурная часть отлита из специального сплава, основой ей служит массивная гранитная плита. Памятник выполнен в 1972—1974 годах. Архитектор В. П. Чертовиков.
Напоследок, когда все пошли на автовокзал, задержались немного на одной из улиц. Мы спускались с горы, и при спуске увидели какой хороший вид на окрестные горы (Вишневые?). Виды очень даже... Поэтому есть стимул приехать в Касли в апреле, когда будет всего одна неделя когда можно взобраться на колокольню главенствующего храма.
Автопробег 291 км. Расход бензина 9,8 л/100 км.
Использована информация с Каслинского городского портала. Использованы фотографии Uraloved'a и Dvedevmed'a.