Далматовский монастырь

Вложение: dalmat.doc

#полуразрушенная церковь, #живность

Июньские праздники прошли как-то не по плану. Было много хотелок, много задумок и планов. Но всё везде сорвалось по разным причинам. И, как это часто бывает в последнее время, по факту предшествующим днем что-то задумал. Машина была у меня, а не в ремонте; все обломали за всё, никакой определенности; погода везде дождливая, кроме Курганской области. Есть стереотип, что в зауралье нечего смотреть. Может и так, но везде есть что-то особенное. И вот пару особенных мест задумал посетить.

Компанию мне согласились составить Ирина и Данил Степановы. 12 июня 2014 в день страны поехали смотреть страну... Первой и одной из двух главных целей был Далматовский монастырь.

Как обычно, выехали в 8 утра и уже где-то в 10-11 часов мы стояли у северных ворот монастыря у церкви Иоанна Богослова.

Напротив на площади через дорогу находится часовня в честь спасения Царской семьи Государя Императора Александра III Александровича во время крушения поезда на ст. Борки Азовско-Курско-Харьковской ж/д в 1888 г., построенная в 1890 г. на средства далматовских жителей. Источник: http://sobory.ru/article/?object=11566

Немного информации, чтобы понять чем этот монастырь примечателен в истории страны.

История монастыря восходит еще к Ермаку. Но почему, он здесь не ходил? Оказывается, один из казаков ермаковской дружины Иван Дмитриевич Мокринский был отцом Дмитрия Ивановича Мокринского, позже ставшего основателем монастыря. Монастырь был основан в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Как и Ермак, монастырь сыграл значительную роль в дальнейшем освоении Сибири. Это было первое русское поселение на Исети и во всём Зауралье.

Родился Дмитрий Мокринский в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. В 1642 (1643) году Дмитрий оставил службу тобольского городничего и принял монашеский постриг с именем Далмат в Невьянском Богоявленском монастыре. Около 1644 года Далмат, в поисках уединения, оставил монастырь и стал жить отшельником в вырытой землянке в месте впадения реки Течи в реку Исеть, называемом Белое Городище.

Почему место, где расположился Далматовский монастырь, называлось Белое городище? Здесь жили башкиры, татары. Татары селились общинами (улусами), состоящие из ряда семей, которые сообща пользовались пастбищами, охотничьими и рыболовными угодьями. Во главе улусов стояла знатная верхушка – беки и мурзы. Они жили в юртах, обтянутых белыми войлоками, поэтому их поселения получили название "Белые городища".

Однако местным жителям приход Далмата на это место был неприятен, из-за чего неоднократно покушались они на его пещеру. Однажды владелец соседних земель Илигей с толпою татар двинулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Однако накануне к сонному Илигею явилась Пресвятая богородица и изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему свою вотчину с угодьями. Устрашенных сим видением Илигей отдал всю землю во владение Далмата. Так Далмат стал хозяином здешних земель. Стали стекаться к нему миряне и монахи. Первым строением на исетском берегу стала часовня, огороженная частоколом. Затем поднялись деревянная церковь во имя Успения Божией Матери и кельи для иноков. Так появился монастырь, названный в последствии Далматовским Успенским.

Далматовский Успенский монастырь, основанный на землях татарского мурзы Илигея, явился первой территорией русских в чужеземном крае. Но не все было спокойно. Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель. К 1690-м годам монастырь - мощное звено сибирской оборонительной линии, защищавшей Русь от кочевников. А с 1707 по 1720 годы здесь строили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест.

Скончался старец Далмат 25 июня 1697 года в возрасте 103 лет.

...

В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали Далматовский монастырь, отрезали его от внешнего мира. Это восстание прозвали "дубинщина". В середине февраля 1774 года – еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила "пугачевщина". Событиям этих дней посвящена повесть Д.Н. Мамина-Сибиряка "Охонины брови". Прототип описываемого там Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь. Также в повести легко угадываются другие переиначенные писателем подлинные названия населенных пунктов: Усторожье - город Шадринск Пермской губернии, Баламутский завод - Каменский завод, река Яровая - река Исеть. Примечательно то, что яр "Охонины брови" в действительности существует в устье Синары, но это будет наша вторая главная цель.

---

Пожалуй самое интересное на мой взгляд в этом монастыре - это крепостная стена.

Для прохода на территорию монастыря нужно иметь соответствующий внешний вид, принятый в христианском религиозном мире. На Ирину цыкнул какой-то "бородач", мол, иди в иконную лавку за временной юбкой.

Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте". Постепенно восстанавливается.

В 1881 году рядом с усыпальницей Далмата была воздвигнута нарядная пятиглавая церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Построена она была на благотворительные взносы уроженцев города Далматово.

Это тот самый Успенский собор, которому триста лет. Сейчас он в аварийном состоянии и все входы заколочены.

С 1707 года началось строительство Успенского собора — первого каменного здания в Зауралье. Это была грандиозная стройка. Собор строили как трехпрестольную церковь: нижняя теплая — во имя Рождества Христова, холодный северный придел — во имя Дмитрия Прилуцкого и верхняя летняя церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Завершение строительства и освящение было совершено 13 августа 1720 года. Успенский собор — великолепный памятник архитектуры. Его высота со средним крестом — 20 саженей, высота колокольни с крестом — 23 сажени (1 сажень 2.1336 метра).

Судя по всему это южные врата: они смотрят в сторону берега реки и находятся между двух уцелевших угловых башен.

К ним примыкают здания. Вероятно это жилые помещения.

Подходим к крепостной стене.

Юго-восточная башня. Она падает, требуется серьезная реставрация.

Юго-восточная башня (1720-е гг.) замыкает угол между юго-восточной и южной стенами. Она имела важное стратегическое значение. Башня значительно вынесена за линию крепостных стен в целях фланговой обороны. Башня восьмигранная, двухъярусная, с шатром, который завершался небольшой маковкой с яблоком и флюгером. Нижний ярус перекрыт кирпичным сомкнутым сводом.

Смотрим, вход в башню доступен. Конечно заходим в нее.

В башне есть дырка в кладке, сквозь которую что-то можно разглядеть вверху. Видно какую-то лестницу...

Оказывается, есть еще ход наверх, который находится в толще нижней стены башни рядом с выходом. Поднимаемся и осматриваемся.

Есть есть несколько отверстий для осмотра (или стрельбы), а также выход на крепостную стену. Назначение башен понятно - дозор и оборона.

Башня, видно, что была многоэтажной, и, вероятно эти этажи были с деревянным полом. Теперь этих этажей нет, а для наглядности есть несущий брус.

Мы выходим из башни на крепостную стену и идем по восточной стене, оглядываясь назад.

Позже, уже дома, в книге В.М. Слукина "Тайны уральских подземелий" прочитал о том, что под монастырем есть множество подземных ходов. Большинство ходов, естественно, связаны с Успенским собором и башнями.

Стены монастыря образуют 6(7)-угольник. По верху протоптана целая тропа. Сейчас мы идем по восточной стене.

Строительство крепостной кирпичной стены, украшенной зубцами с "ласточкиными хвостами", и сторожевых башен велось с 1713 по 1763 год. Стена с нишами (для орудий - по низу и с галереей для стрелков - по верху) высотой до 6,5 и толщиной 3-3,5 метра выдержала многие испытания. Это и вооруженное восстание крестьян 1762-1764 годов, названное историками "дубинщиной", и осаду пугачевских войск под руководством атамана Пестерева с 11 февраля по 2 марта 1774 года, и "картофельный бунт" местных земледельцев в 1842 году.

Это уже современная постройка. Возможно это гостиница и трапезная.

Продолжаем идти по стене. Именно поход по стене больше всего запомнился и понравился. Вдаль открываются небольшие виды на окрестности.

Это "ласточкины хвосты" над восточными вратами, которые закрыты. Издревле главными святыми воротами монастыря были Восточные ворота. Видимо потому что о рождении Христа возвестила восточная звезда, а также на востоке восход солнца. Но "официальный" вход в монастырь через северные ворота.

Главные разрушения монастыря пришлись на послевоенные годы после 1945 г., когда монастырский комплекс отдан заводу Молмашстрой (завод "Старт") для производства молочного оборудования. Монастырская стена была тоже частично разобрана.

Здесь должна быть северо-восточная башня или бастион. Во всяком случае северо-западную башню ("Красный бастион") разобрали в послевоенные годы.

Северо-восточная башня (1720-е гг.) являлась в свое время оборонительным бастионом, с которого хорошо просматривались и обстреливались артиллерией подступы к монастырю с севера и с востока, и имела большое стратегическое значение.

И здесь тоже есть ход в толще стены.

Спускаемся со стены и идем дальше осматриваться по земле.

Это развалины завода и Успенского собора.

Заканчивалась Великая Отечественная война и нужно уже было думать об устройстве мирной жизни. Тогда в стране началась разработка широкой программы восстановления и развития промышленности и сельского хозяйства. В числе важных задач было и производство оборудования для продовольственной промышленности. В связи с этим, руководством Наркомата мясной и молочной промышленности СССР было принято решение организовать в г. Далматово Курганской области, на базе бывшего монастыря, производство различной посуды для хранения молока и оборудования для его переработки.

В пользу этого проекта было то, что Зауралье и Западная Сибирь были издавна районами развитого мясо-молочного животноводства. Близость к Уралу, основному поставщику черных и цветных металлов, наличие железнодорожного сообщения как с европейской частью страны, так и с востоком, способствовали решению проблем доставки оборудования для завода и материалов для производства продукции.

И вот, с подписания 8 августа 1945 года Председателем Совнаркома А.И. Микояном распоряжения Совета Народных комиссаров СССР о создании в г. Далматово завода, и началась история "Молмашстроя"-"Старта". В 1946 году "Молмашстрой" уже работал на благо Родины в тяжелые послевоенные годы.

В 1958 году на заводе были изготовлены первые 75 молоковозов на шасси ГАЗ-51. В следующем году освоили производство творожного оборудования, резервуаров для приготовления молочных продуктов. Это были пробные шаги к освоению той продукции, которая после принесла заслуженную славу предприятию.

Главная задача, которую поставила перед собой администрация завода, - перевод производства с территории монастыря на новую площадку. В августе 1969 года было выбрано место для строительства.

В настоящее время ОАО "Завод Старт" разрабатывает все новые и новые виды продукции для агро-промышленного комплекса.

Возле Успенского собора стоит памятник известному русскому краеведу и просветителю А.Н.Зырянову, чьим именем назван местный краеведческий музей (к сожалению, не посетили).

Осматриваем остатки собора Успения Пресвятой Богородицы.

С 1707 года началось строительство Успенского собора — первого каменного здания в Зауралье. Это была грандиозная стройка. Собор строили как трехпрестольную церковь: нижняя теплая — во имя Рождества Христова, холодный северный придел — во имя Дмитрия Прилуцкого и верхняя летняя церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Завершение строительства и освящение было совершено 13 августа 1720 года. Успенский собор — великолепный памятник архитектуры. Его высота со средним крестом — 20 саженей, высота колокольни с крестом — 23 сажени (1 сажень 2.1336 метра).

У собора очень много декоративной лепнины. Много окон заложено кирпичем. А кое-где внутри проглядывается керамическая плитка. Все это говорит о том, что здесь были заводские помещения.

А этот канделябр похож на "веселое лицо".

Все входы в собор замурованы или зарешечены.

Сквозь решетку и отверстия удалось сделать несколько фотографий внутреннего пространства.

Северо-западная и западная стена.

И вот мы подходим к юго-западной башне.

Юго-западная башня (1731-1764 гг.) была выстроена по типу «восьмерик на четверике» и завершалась высоким восьмигранным кирпичным шатром, маковкой с яблоком и флюгером. Башня, расположенная на краю крутого обрыва, являлась крепостным оборонительным наблюдательно-сторожевым сооружением. Первоначально башня соединяла западную и южную стены. В XX веке к башне были пристроены гостиный и хозяйственный. корпуса. Отсутствие бойниц и наличие просторных оконных проемов свидетельствует о ее гражданском назначении.

Вероятно это бывшие заводские цеха. По соседству есть жилые помещения, об этом еще напоминает развешенное белье здесь.

Юго-западная башня разваливается от действия кислоты (в советское время здесь был гальванический цех завода "Молмашстрой").

Наверное поэтому все входы в нее заблокированы.

На территории монастыря, да и вообще во всех местах, где мы были в тот день, мы практически не видели ворон. Везде только одни галки, редко попадались еще грачи, но, ни одной вороны.

Уже пришли к выходу, но зацепился взглядом за табличку МУЗЕЙ. Решили зайти посмотреть.

Внутри музея абсолютно никого не было, но было открыто. Зашли буквально на пять минут. Все экспонаты в той или иной степени связаны с Романовыми.

Видимо это макет церкви во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте.

Так монастырь выглядел сто лет тому назад. Возможно это одна из фотографий Прокудина-Горского.

Потом вышли на площадь где во всю начинался праздник. Попытались найти кафе, но в итоге ели шашлык. На одной из улиц заприметил необычный указатель "Улица названа в честь изобретателя радио Александра Степановича Попова, который жил в нашем городе...". Он учился в Далматовском духовном училище с 1869 по 1871 год.

Один прохожий заметил как я фотографирую указатель и посоветовал дойти 50 метров до дерева на котором висит одна печальная табличка...

Использована информация с сайтов:

---

Далее поехали колесить по другим церквям, по полям и не только. Продолжение следует >>