#Грузия, #святые места
Как говорится, сразу в бой. 7 июля 2015 вылетели, прилетели 8 июля 2015 ночью, и сразу начали подготовку к путешествию. И начали мы с самой ближней достопримечательности - Мцхеты, древней столицы Грузии.
Перелеты аэрофлотом были весьма удобны по времени, чтобы состыковаться с рейсами Belavia, на которых летел Dvedevmed, разница по прилету была несколько минут. Аэрофлотовские самолеты были везде Airbus A320. В Москве в аэропорту Шереметьево капец как скучно: сплошные дютики и жрачка везде дорогая. Теперь знаю, что пересадки с 2+ часовым ожиданием в транзитной зоне это аццкое зло. Бутылка воды из автомата стоит 110р. В БургерКинге съел гамбургер с курицей и картошкой фри с кетчупом за 504р. В первый перелет долго приземлялись, и поэтому заложило уши. Во второй перелет ждали очередь на взлет около 10 минут из-за интенсивности движения в аэропорту (по одной полосе). Второй рейс весь спал, т.к. уже была ночь.
В аэропорт Тбилиси я прилетел 8 июля 2015 в 2:20 ночи. Пока выходили из самолета, пока получал багаж, следом прилетел Леха из Минска.
В аэропорту в валютных обменниках курс оказался неожиданно невыгодным 42р. за 1 GEL. Прикинув сколько денег у нас будет по этому курсу и ожидаемые траты на жилье и прочее, сразу появилась легкая паника. Попробовали сняли 100 GEL в банкомате Bank of Georgia (BoG) и там ожидаемый курс около 26р. за 1 GEL. Уф, отлегло, значит, будем снимать наличку в банкомате. Купили тут же в аэропорту симку билайна с безлимитным тарифом 7 GEL/7 дней, но по факту за все время мы совершили звонков пять. За 20 GEL на такси доехали до ж/д-вокзала в пятом часу утра. Таксист высадил нас возле какого-то торгового центра и сказал: "Вот ребята, там внутри ж/д-вокзал, но вы в него не попадете. Вокзал закрыт". Я снял 300 GEL в банкомате BoG на предстоящие расходы. Но этого было мало, нужно было либо заходить в интренет-банк и переводить деньги на карту, либо занимать у Лёхи (у него на карте денег было достаточно), конечно выбрал второе. Все кругом закрыто, за исключением некоторых аптек и продуктовых магазинов. Зашли в один магазинчик и купили перекус. Отошли несколько кварталов к реке и сели на проспекте Давида Агмашенебели в скверике на скамье перекусить. Ждем когда ж/д-вокзал откроется. Т.е. первые часы в Грузии, в Тбилиси, у нас прошли на этой лавочке...
Первое, что мы сделали в 7 утра это пошли на вокзал покупать билеты до Зугдиди, именно оттуда меньше всего ехать на маршрутке до Местии. Билет за двоих стоил 36 GEL, хотя изначально неправильно поняли и сказали 100 GEL. Рюкзаки сдали в камеру хранения: 10 GEL за два места. Потом в метро купили транспортную карточку и доехали до станции Дидубе, где пересели в маршрутку до Мцхеты (1 GEL / 1 чел). В Мцхете сначала пошли в главный храм Грузии – Светицховели. Очень много фотографий с того дня, пришлось выбрать немного. И вообще тот день, первый день в Грузии, был наверное самым активным и ходовым.
В маршрутке нам подсказали где выйти, и кто-то из местных жителей нас отвел по узкой мощеной улочке к входу храма.
Это самый главный храм Грузии, отсюда пошла христианизация Грузии. Это место известно еще задолго до того, когда Картли (Грузия) приняла христианство. А начиналось все еще со времен распятия Иисуса. Легенда гласит, что здесь жила Сидония верующая христианка. Он попросила своего брата раввина Элиоза привезти из Иерусалима то, к чему прикасался Иисус. Элиоз выкупил у римских солдат хитон (одежда, которую носил до распятия) и привез в Мцхету.
Согласно легенде, как только Сидония взяла в руки Хитон Господен и прижала его к груди, сразу испустила дух (умерла от эмоций (радости благоговения)). Как ни пытались освободить Хитон из ее рук, так и не смогли, поэтому и похоронили ее вместе с ним. Над ее могилой позже вырос кедр, который стал мироточить и исцелять. Первый христианский государь Грузии Мириан решил воздвигнуть церковь над могилой Сидонии. Кедр срубили и вырезали из него семь колонн. Шесть колонн установили в церкви, а седьмая повисла в воздухе. Как ни пытались ее опустить, ничего не получалось. Тогда Святая Нина, просветительница Грузии молилась всю ночь и Столп без прикосновения руки людской встал на место. Так появилось название Светицховели, что переводится как "животворящий столп" (Свети - столб, Цховели - живой или чудотворный).
Известно, что христианство в Грузии появилось в первой половине 4 века, когда святая Нина родственница святого Георгия водрузила крест из виноградного дерева на месте будущего храма Джвари. Но первая деревянная церковь в Картли (Грузии) была Светицховели, к сожалению не сохранилась. На ее месте в 5 веке царь Вахтанг I Горгасали (основатель Тбилиси) выстроил базилику, верхние устои которой были обнаружены при раскопках. Но и эта базилика не сохранилась до наших дней. В 11 веке на ее месте был построен великолепный храм, под руководством зодчего Арсукидзе, которым мы можем любоваться сейчас.
Стены с 8 башнями и звонницей появились в конце 18 века при царе Ираклии II.
На внешних стенах храма сохранились лепные украшения, барельефы, барельефы в виде бычьих голов - это со времен Вахтанга I Горгасали (5 век). Но нас больше удивило другое: блоки сложены как-то хаотично и все они разные, как интересно смогли так построить? Где-то слышал, что зодчие тех времен расчитывали не на века, а на тысчелетия, и поэтому блоки укладывали особым образом блок-в-блок, и таким образом, со временем они проседают и лучше укрепляются, укладываясь друг в друга...
Заходим в храм. Был будний день и утро, поэтому народу было немного, практически никого.
Сразу в глаза бросается фреска "Спас Вседержитель" над алтарной частью храма. В середине церкви патриарший трон, ведь Светицховели это главный патриарший собор Грузии.
Сразу справа находится каменная крестильница (баптистерий), чудом сохранившаяся с 4 века. По преданию, в ней крестились первые христианские правители Грузии - царь Мириан и царица Нана. Тогда крестильница стояла во дворе деревянной церкви, а когда было возведено каменное здание, неизмеримо большее по размеру, крестильница оказалась внутри здания. В ней и сейчас проводится обряд крещения.
Чуть дальше находится часовня - это символическая копия кувуклии в храме Гроба Господня в Иерусалиме (как бы храм внутри храма). Его построили в 14 веке чтобы отметить как второе место в мире, где хранится одежда Христа. Поэтому Мцхету называют вторым Иерусалимом.
Почти в центре храма в правом боковом нефе стоит башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны, расположенной к престолу, имеется ниша с дверцами под современной иконой Троицы, в которой брали миру истекавшего из Столпа до 1614 года. Миротечение прекратилось после осквернения собора персами под предводительством шаха Аббаса I.
А вот это я не знаю что. Возможно, там хранится какая-то иверская икона.
Это фреска "Страшный суд". Это несколько мистично и загадочно, ведь тут изображено астрологическое колесо, что вообще не совместимо с христианством. Кстати, если внимательно всмотреться в фрески на башне над хитоном, то там можно увидеть объекты похожие на НЛО (летающие тарелки)...
В пол вмурованы надгробные плиты - могилы почти исключительно князей Багратион-Мухранских.
Могила царя Ираклия II, подписавшего Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией. Еще тут могилы Вахтанга I Горгасали (основателя Тбилиси) и Георгия XII (последнего царя Картли-Кахетии, потом было присоединение Грузии к России при Павле I).
Вот за этой дверью находилась сокровищница. Тут есть святой источник - колодец глубиной 15 м, функционирующий еще с 4 века! И где-то в этой части храма замурована плащаница Илии Пророка. Вероятно, она замурована слева в барельефном "коробе", на котором выбит сюжет, где Илия Пророк передает свою милоть пророку Елисею, возносясь в небо на огненной колеснице.
В храме в некоторых местах под стеклом находятся остатки старой каменной базилики построенной еще при Вахтанге I Горгасали. Ведь на её основе выстроили храм, который мы видим сейчас.
Свод центрального купола храма.
Хороший фоторепортаж из храма: pravmir.ru. Можно детально рассмотреть некоторые фрески. Задание читателю: по ссылке найдите "НЛО с лицами" и свой знак зодиака.
Выходим на прихрамовую территорию и думаем, что дальше делать, куда пойти. Таксисты предлагают за 20 GEL доехать до Джвари с ожиданием. Но я им сказал, что до туда ездят за 5-7 GEL из Мцхеты и продемонстрировал запись в путеводителе. На что мне ответили, что это ложь и ниже чем за 15 GEL не поедут. Ну и ладно, мы решаем прогуляться дальше до Самтавро пешком, ведь близко, и еще до старой крепости Бебрисцихе.
Постоянно, из любой точки Мцхеты видно храм Джвари на горе.
Поднимаемся по замечательным улочкам и любуемся местной домашней растительностью.
Пальмы, виноград, гранат, цветы, вьюны...
Через 10-15 минут приходим к Самтавро. Самтавро - это второй крупный храм Мцхеты, построенный едва ли не сразу после Светицховели. На этом месте находился куст ежевики, под которым жила Святая Нина. Говорят, слева от входа на территорию растет куст ежевики и считается, что ежевика растет со времен святой Нины. Это своего рода грузинский аналог библейской неопалимой купины.
По преданию, Нина - родственница великомученика Георгия отправилась в Иверию (Иберия - территория современной Грузии), чтобы найти Хитон Господень. Её воспитательница Нианфора рассказала ей о том, как Хитон Господень был перенесён из Иерусалима во Мцхету. Но главной целью было просвещение Иверии (Грузии), т.к. это был удел Богородицы, но не получилось. Итак, Нина приехала в Иверию, жила на месте современного монастыря Самтавро, поставила крест из виноградной лозы на месте современного храма Джвари, способствовала христианизации Грузии, при ней построили первую церковь - Светицховели. Её проповедь привела ко Христу всю Грузию. И все это было при царе Мириане и царице Наны. Мириан построил в 4 веке Преображенский храм (Самтавро), и в нем же был похоронен с царицей. После царя Мириана, храм многократно разрушался и восстанавливался. По другой версии, Мириан построил "свой" храм, потому что считал, что со своим языческим прошлым он не достоин молиться в Светицховели, хоть и принимал там крещение.
Вероятно именно потому что храм Преображения Господня стал усыпальницей царей и предстоятелей Грузинской церкви он вскоре получил название Самтавро - от мтавари (по-грузински "главный", "старший"). Монастырь Самтавро включает в себя комплекс из Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря святой Нино. В храме Самтавро находится множество святынь, в том числе и часть животворящего столпа из Светицховели.
При монастыре обширное кладбище.
Колокольня.
Примерно в полукилометре от монастыря находится поле, именуемое долиной Самтавро. Там находится обширный древний могильник, открытый в 1871 г. Захоронения идут аж в 4 слоя и первые относятся к бронзовому век - это рай для археологов. Таким образом, в Мцхете существовало население по крайней мере за 1000 лет до н.э.
Далее мы идем к Бебрисцихе, что переводится как "крепость старца". Точных данных об этой крепости нет. Но известно, что крепость Бебрисцихе одна из старинных крепостей Грузии. Построена она была в 9 веке, через 4 года после того, как Мцхета перестала быть официальной столицей страны. Археологи нашли здесь остатки строений, которые принадлежат I веку до нашей эры.
Название крепости связано с одной легендой. В старые времена царь Абхазии Константин и арабский эмир Абул-Касим долго и яростно спорили о том, кто будет править одной из областей Грузии – Картли. Спор этот длился на протяжении вот уже нескольких лет и совершенно не касался настоящего владельца этих мест недалеко от древней столицы Грузии – Мцхеты. А ведь земли эти принадлежали князю Симону. Князь Симон построил здесь, в самой узкой части ущелья, свою крепость, которая надёжно охраняла путь в город. И тот, кто приходил в город с севера, должен был пройти сквозь эту крепость, потому что другого пути просто не было. К тому же это был важный стратегический пункт в этой местности, завоевать который враги пытались не один раз.
У князя Симона было двое детей – дочь, добрая и красивая Макрине, и сын, смелый и любимый отцом Мамука. Когда Симон умер, его сын стал очень жестоко относиться к своему народу – к простым и бедным крестьянам. И как только Макрине не уговаривала своего брата быть добрым к подданным, он не хотел слушать её слов и продолжал делать так, как считал нужным.
Со временем разговоры сестры о милосердии и добре настолько надоели жестокому Мамуке, что он решил заточить её в крепость. Здесь девушка проводила в одиночестве свои дни и ночи. Никто не имел права общаться с несчастной. А её брат делал всё то, что хотел, и его злость и ненависть росли с каждым днём.
Однажды в котёл с едой, где варился суп для Мамуки, попали два ворона. Повара вылили эту похлёбку на землю, считая, что она совершенно не пригодна для еды. Жадный Мамука, который берёг каждую крошку, сильно разозлился за такую расточительность на поваров и в сильной ярости захотел расправиться с ними. Но в это самое время из перевернутого котла выползли змеи и набросились на злого молодого человека. Всю эту сцену из окна своей башни наблюдала Макрине. Она подняла руки к небу и обратилась к Богу с просьбой простить и спасти её заблудшего брата. Бог услышал мольбу несчастной женщины и помог спастись Мамуке.
После этого случая молодого человека как подменили. Всё своё богатство он раздал бедным, постригся в монахи и пошёл по свету собирать подаяние для постройки церкви. Его сестра, освобождённая из своего заточения, также приняла монашеский обет и осталась жить в Мцхете.
С того момента прошло 70 лет. Сильно постаревшая и больная Макрине скончалась в одну из весенних ночей. В день её похорон к её гробу подошёл какой-то старец, поцеловал умершую в лоб и произнёс такие слова: "Сестра моя, мы исполнили наш обет". Сказав это Мамука, а это был именно он, умер рядом со своей сестрой. С тех самых пор крепость, где когда-то жил князь Симон и его дети и которая пустовала после ухода Мамуки, стала носить название Бебрисцихе, то есть "Крепость старца". Есть у крепости и ещё одно название – Белтисцихе.
Но это всего лишь легенда. Красивая и грустная. Исторические же сведения о самой крепости молчат – кто ею владел, кто её разрушил, какое важное значение в истории страны она занимала - сказать очень сложно. Источник: tamartour.ru
Также в исторических документах крепость упоминается как место смерти царя Деметре I. Произошло это событие в 1156 году. Деметре I (1093-1156) – царь Грузии из династии Багратионов, который правил страной с 1125 года до самой своей смерти. Его отец был знаменитый в Грузии Давид IV Строитель. Говорят, что здесь он находился потому, что на Грузию именно с этой стороны ожидалось новое нападение врагов, которые никак не хотели оставить страну в покое. Однако похоронили Деметре I в другом знаменитом месте – в Гелатском монастыре.
Как это ни странно, но за высокими стенами крепости ничего не скрывается. В центре, за стенами - пространство, которое поросло травой - обыкновенной травой и цветами, которые в Грузии растут практически повсюду.
Да, здесь есть высокие стены, однако большая часть их разрушена. И разрушены они были совсем недавно - весной 2010 г. в результате сильного оползня. После этого поговаривали, что крепость Бебрисцихе будут реставрировать. Кажется, неспешно пытаются укрепить крепости, видны следы свежих фундаментов. Некоторые стены изнутри держат несколько металлических тросов.
В сердце крепости имеется большое углубление вниз.
Спуститься/подняться без помощи там не получится.
С высоты холма, на котором стоит Бебрисцихе открывается великолепный вид на Мцхету. Вдали снова видно Джвари.
Именно в Джвари теперь и будет наш путь. Но время уже обеденное, хочется кушать. Общим консилиумом из двух Лёх принимаем решение, что сейчас подъедаем все самолетные ништяки, ищем такси и едем в Джвари, а потом поедим в кафе Салобио. В этой стране таксисты сами тебя находят. У Светицховели нам предлагали съездить в Джвари за 20 GEL, по пути к Самтавро за 15 GEL, а у Самтавро за 10 GEL. Ну, в общем мы договорились за 12 GEL и это нормальная цена. Таксист Рамаз на стареньком Мерседесе по пути показал нам соленое озерцо Джвари и угостил своим домашним белым вином. Настроение улучшилось :)
С грузинского "джвари" переводится как "крест". Это место - важная часть истории Грузии. Отсюда началась христианизация Грузии, когда святая Нина установила на этой горе первый крест из виноградного дерева. Так христианский крест возвысился над язычеством - внизу в паре километров от Мцхеты находился древний город Армази, столица древнего Иберийского царства.
Еще в 545 году здесь был построен маленький храм, но от него остались только руины. Нынешняя церковь воздвигнута через полвека в 604 году. Вокруг храм обнесли стенами, достроили деревянные сооружения и устроили мужской монастырь.
Однако это место невольно известно каждому русскому, тому, кто в школе учил стихотворение со словами:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод...
Таким увидел Михаил Юрьевич Лермонтов в 1839 году древний храм Джвари на крестовой горе напротив Мцхеты и запечатлел его в своей поэме "Мцыри".
Этот пейзаж должен увидеть (must see) каждый, кто побывает в Грузии! Здесь мы видим:
Если так подумать, место действительно мистичное и знаковое.
А это Светицховели, вид с горы Джвари.
Во внутрь мы не заходили. К тому же таксист ждал, он дал нам 20 минут времени.
Обошли храм и осмотрели прихрамовую территорию. К слову, архитектура Джвари в форме тетраконха, т.е. представляет в плане крест с закругленными апсидами, и храм считается одним из первых в истории грузинской архитектуры тетраконхом.
Видите смайлик?
На обратном пути попросили таксиста высадить нас у ресторана Салобио по пути в Мцхету. Добрый таксист еще остановился, чтобы мы могли сфотографировать памятник М.Ю. Лермонтову у подножии горы Джвари у трассы.
---
---