#водопад, #Бахчиванджи, #река Чусовая
На следующий день (24 апреля 2011) после посещения Верхнепышминского исторического музея, я побывал в Билимбае. Обстоятельства сложились так, что снова я путешествовал один, пешком. Когда я узнал про историю Г.Я. Бахчиванджи, то нити истории вели в этот поселок. Билимбай был местом дислокации завода № 293 с КБ эвакуированных в годы Великой Отечественной войны. Именно здесь был собран первый реактивный истребитель "БИ", который испытывал сам Григорий Бахчиванджи. Заложенный еще в 1730 году братьями Строгановыми чугуноплавильный завод послужил еще стране, но увы, сейчас от него остались лишь исторические руины. Чего не скажешь про когда-то величественный храм, который потихоньку восстанавливается.
На этот раз хоть немного выспался и уехал с 12-часовой электричкой, через 1,5 часа я уже был в Билимбае.
Основная часть поселка находится на другом берегу реки Чусовая. Берега соединены автомобильным мостом.
По обе стороны моста видно что были другие переправы. По левую сторону дорожная менее чем основная, видно что ее размыло или т.п.
А по правую куда более старая, деревянная. На обоих стоят рыбаки.
Еще издалека среди поселка заприметил горку с сосновым лесом среди панельных пятиэтажек.
Времени у меня было достаточно и я решил пойти на этот пригорок.
Среди дворов домов есть какой-то канал.
Когда я уже поднимался по пригорку задул сильный ветер. Хотя он и раньше был не слабым. Как следствие многие сосны были загнуты в одну сторону.
Где-то на окраине горела трава или листва - стояла дымка.
Приближаясь к одной из главных улиц, мимо проехала пожарная машина, возможно тушить "источник дымки". На пожарной машине написано "176 БИЛИМБАЙ", поэтому сделал вывод (возможно ошибочный) что в поселке есть своя пожарная часть.
Вслед за пожарной машиной проехала гужевая повозка (с навозом).
Этот дом уже на одной из главных улиц. Приметился тем, что помимо скамейки зеленой краской подкрашены дрова, но зачем?
Уже подходя к Свято-Троицкому храму были другие старинные дома.
А это здание поселкового отделения милиции и УФМС. Эффектно смотрятся звездочки на воротах, сказывается причастность к военной составляющей истории поселка - подумал я.
А эта листовка с церковным ноу-хау расклеена практически везде.
Вот собственно и сам Свято-Троицкий храм. Размеры храма поражают, какого же он был размера полностью отстроенный? Храм когда-то был построен на средства заводовладельцев в середине XIX века, позже во время Великой Отечественной войны в нем располагались военные объекты.
Возле храма памятная табличка.
Обошел храм по периметру.
Это я так и не понял что это такое?
От храма в сторону пруда находится мемориал погибшим в ВОВ. Очень даже хороший и красивый мемориал.
Через дорогу от мемориала стоят руины бывшего Строгановского завода (завода № 293).
Прикоснулся к "промышленной" истории поселка и осмотрел немного руины изнутри. Забора не было, доступ в этот корпус есть всем.
Кто-то еще осматривал эти руины.
А вот эта часть завода огорожена забором, но есть пара лазов. Я туда не полез, мало ли, вдруг охраняется да и хотелось поскорее успеть на ближайшую электричку.
Рядом с заводом небольшой сквер. В 19 веке это был общественный парк при заводоуправлении, где проходили гуляния. Парк действовал как место отдыха до 90-х годов 20-го века. Потом его забросили, как и многое другое в посёлке.
На этой скамейке устроил перекус.
Сквер показался очень маленьким, возможно потому что большая его часть заросла густым репьем.
Но за репьем лежат бетонные плиты, возможно для восстановления сквера.
Далее пошел через плотину Билимбайского пруда.
Сфотографировал завод с другой его стороны. Видно даже старинные перекрытия и кладку.
Шлюзы плотины.
На противоположном от сквера берегу находится еще одно какое-то полуразрушенное здание.
Следующей моей целью был другой пешеходный мостик через Чусовую. Чтобы выйти к нему повернул направо на улицу Луначарского за завод и до упора по прямой.
От завода исходила какая-то вонища, наверное из-за этого дыма. Как же в близлежащих домах тут люди живут...
Улыбнуло и ужаснуло.
Огороды домов стоят на перепаде высот, верный признак что приближаюсь к реке.
Еще немного и вот он мостик.
Я удивился, когда перешел мост и увидел, что дорога ведет к закрытым воротам, а от них в разные стороны раскинулся забор.
Пришлось идти вдоль забора и "теплотрассы" ведущей еще c завода (другого) по мостику.
По виду территория напоминала какой-то санаторий. Позже по лозунгам и указателям я узнал что это санаторий-профилакторий "Дюжонок", который похоже назван по имени некой скалы, возможно Дюжной камень. Но где такая скала - не знаю.
Шел вдоль забора пока не набрел на прямую тропу вдоль берега Чусовой по которой и пошел дальше. По пути разве что видел пару рыбаков. И шел я так мимо Чусовой около километра - вот так и произошло мое знакомство с этой известной уральской рекой.
Также моей целью было найти "Билимбайский водопад" впадающий в Чусовую. Наметил несколько точек его предполагаемого местонахождения. Первая точка отпала, вторая почти в цель.
Водопад шумит, бурлит. Картину портит только срач на нем: всякие мелкие бревна, мусор и т.п. прямо в водопаде.
У водопада беседка, лесенка и бордюры выложенные из камней - все говорит о том, что место облагорожено... Но все портит срач оставленный посетителями: склянки, пластиковые бутылки, в беседке на столе рассыпана соль.
Все пытался сфотографировать участок где в кадр не попал бы мусор. Вот что получилось:
Испил победную чашу с чаем из термоса, закусил куличиком и выдвинулся в сторону ж/д-станции.
Вот откуда оказывается течет вода.
Течет она из вот этого трубопровода и похоже что это дренаж из карьера чуть южнее.
Вернулся на станцию. Подождал электричку немного в зале ожидания. Внутри вокзала обстановка интересная: здание старинное, в зале две печи-голландки, видно что кое-где в стенах были двери (или ворота?).
По традиции фото электрички, которая увезла меня домой.
Сфотографировал через окно уже знакомый обелиск Европа-Азия на станции Вершина. Таким образом, мой поход выходного дня в Европу был закончен.
А вот что за это гора на станции Будка?
Мой маршрут протяженностью примерно 10,71 км. Ярко-голубым цветом трек записанный в электричке, лиловым - пеший.
Использованы материалы с сайта geocaching.su