#Алапаевск
В тот же день - 30 марта 2013, после Арамашевского краеведческого музея, мы поехали в село Коптелово в музей истории и быта крестьян. В этом селе был прошлым летом проездом, но тогда музей не входил в мои планы. Накануне созвонились, и почему то сказали, что посещение по предварительной записи чуть ли не за месяц вперед. Оказалось, это если по ПОЛНОЙ программе: посещение музея, обед, катание на санях, выступление фольклорного ансамбля и пр. Но, для ОБЫЧНОЙ обзорной экскурсии, пожалуйста, в любое время...
Приехали во втором часу дня и сначала присоединились к экскурсии, которая уже заканчивалась.
Несколько слов из истории.
В 1598 году была проложена Государева дорога, словно скрепка, соединившая российские Европу и Азию. Главной задачей русских первопоселенцев на Среднем Урале была зашита Государевой дороги и обеспечение тех, кто по ней двигался. Важнейшей частью этого обеспечения было решение продовольственного вопроса. Для этого правительство проводило политику активного заселения Среднего Урала пашенными крестьянами. Самые сильные и рисковые устремляются за Урал. Продвигаясь с севера от Верхотурья вдоль восточного склона Уральских гор, русские закрепляются вдоль рек текущих с запада на восток и впадающих в Туру: Салда. Тагил, Нейва и Ница и, наконец, река Реж, берега которой осваиваются, начиная с устья, после основания в 1621 году Невьянской слободы (ныне село Невьянское Алапаевского района). Постепенно крестьяне начинают заселять берега нижнего Режа, положив начало большинству современных деревень и сел.
В середине 17 века один из таких крестьян Иван Коптелов, однажды останавливается и рубит первую избу на месте нынешнего села Коптелово. Так началась история села. В полуразрушенном состоянии в Коптелово сохранилась изба первопоселенца, мало какое селение может похвастаться видом первого своего строения.
Шли годы. Вокруг избы Ивана Коптелова рубились новые избы. Крестьяне обрабатывали землю, растили детей, изучали окрестные места, давая знакомые нынешним коптеловцам названия. В 1692 году, когда в Коптелово насчитывалось уже 14 дворов, через село по пути в Китай проследовали послы Петра I. Один из них, Адам Брандт, оставил следующее описание окрестностей: "Это короткое путешествие сухим путем было очень легким и приятным не только потому, что повсюду встречались люди, но и потому, что, к величайшему нашему удивлению, нивы и луга были в таком прекрасном состоянии, что было удовольствие любоваться ими. К этому надо прибавить еще запах различных прекрасных и ароматичных растений. Кроме того, там и сям встречались поля, поросшие почти целиком махровым шиповником. Было так красиво, как я вряд ли когда-нибудь в жизни видел".
На протяжении многих десятилетий жители села Коптелово пахали, сеяли, занимались ремеслами, рукоделием, растили детей, отдыхали... и воевали, когда Родина призывала. Разные стороны жизни коптеловцев нашли отражение в собрании Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян, основателем которого стал Александр Григорьевич Потоскуев. Лишь в 1964 году, выйдя на пенсию, он занялся историческим самообразованием, сбором информации и предметов старины, связанных с его родным селом. Всю жизнь интересовался историей, но в прикладную науку она превратилась для Потоскуева лишь, когда он стал пенсионером. У кого-то седина в бороду, бес в ребро, а Александр Григорьевич не много немало музей в селе решил организовать. Даже сегодня, в эпоху распространения частной инициативы, такой шаг пенсионера кажется малоубедительным, а в то время конечно же вызвал почти всеобщее сомнение и насмешки. Как только не называли Потоскуева, и чудаком, и барахольщиком, и старьевщиком. Он обижался, переживал, но, несмотря на общественное мнение, потихоньку, но верно шел к цели.
Сначала все собранные предметы старины он хранил в своем доме да в надворных постройках. С 1965 года начал организовывать экскурсии, в первую очередь для учащихся из Коптелово и других сел. Весьма любопытно, что уже в то время Потоскуев использовал интересные приемы проведения экскурсий, которые даже сегодня очень современны: он не просто рассказывал и показывал, но совершал целое действие с предметами старины, лично перевоплощаясь в образы крестьян далекого прошлого. Несмотря на многочисленные обращения к тогдашнему сельскому начальству с просьбой выделить под музей хоть какое-то помещение, на все был получен категоричный отказ. В Потоскуева не просто не верили, его дело считали пустым. Первыми на помощь пришли несколько пенсионеров: эти "старики-разбойники" начали борьбу за то, чтобы потоскуевский музей стал настоящим, появились те, кто поверил в Александра Григорьевича, жить стало веселее.
Лишь с начала 1970-х начало приходить признание, со временем подвижническая деятельность Александра Григорьевича была оценена односельчанами по достоинству, Потоскуев стал первым и пока единственным Почетным гражданином села. В июне 1990 года Александр Григорьевич провел последнюю свою экскурсию, по состоянию здоровья он вынужден был отойти ото всех дел. Времена тогда были тяжелые, хозяйственным руководителям было не до культуры: с уходом отца-основателя Коптеловский музей быстро начал приходить в упадок. Казалось, что он доживает свои последние дни. Но судьбой было уготовано иное...
Как-то в 1972 году коптеловские мужики шли на работу. Идут мимо реки Реж, смотрят, в узкой протоке какая-то большая доска застряла, пройти не может. Вечером, возвращаясь домой, ту же картину увидели. Проняло мужиков любопытство: что за доска, откуда, может в хозяйстве сгодится. Вытащили из воды - оказалось старинная икона с образом Богородицы. Отнесли икону в дар недавно открывшемуся местному музею. Откуда взялась икона в режевской воде в советские времена, трудно даже предположить. Одни говорят, может в селах вверх по Режу икона составляла часть какого-нибудь рыбацкого плотика, такие случаи известны, другие строят свои версии. Но многие местные жители считают, что то был особый знак, знак свыше о замечательном будущем Коптеловского музея, его благородной миссии воспевать забытое прошлое старой уральской деревни. Сегодня старинный образ Божией Матери хранится в основном здании музея, в котором в дореволюционные времена размещалась лавка зажиточного коптеловского купца Торопова. Рядом с удивительной иконой находится образ Спасителя, есть предположение, что он из коптеловской Вознесенской церкви.
Александр Григорьевич и продолжатели его дела сумели создать весьма интересные музейные коллекции, которые помогают комплексно представить жизнь среднеуральского крестьянства в разные исторические эпохи. Именно это обстоятельство позволяет специалистам утверждать, что в Коптелово создан пока неповторимый музей, даже не учитывая его программы, просто представив музей как обыкновенное собрание предметов.
Мы продолжаем слушать экскурсовода, которым, как потом выяснилось, оказался Леонид Федорович Русаков - директор музея, именно с ним связан новый этап в жизни музея. По воспоминаниям одноклассников, перед окончанием школы он предложил всем, отучившись в институтах, вернуться в родное село, чтобы отдать полученные знания на процветание своей малой родины. Самым первым поклялся, что непременно вернется в родное Коптелово. В тяжелом 1993 году, когда Коптеловский музей, оставшись без хозяина, казалось отсчитывает свои последние дни, Леонид Федорович бросил административную должность и занялся сначала спасением, а затем развитием музея. И это в то время, когда властям до культуры не было никакого дела, и даже столичные учреждения едва выживали. А он потихоньку, полегоньку сумел сначала поднять музей с колен, связать его с жизнью села, а затем, создав новые программы, совершил настоящую революцию в музейном деле. Именно тогда, на рубеже двух тысячелетий, Коптеловский музей становится одной из визитных карточек Свердловской области, одним из самых популярных экскурсионных маршрутов Среднего Урала. Сегодня этот музей называют "живым". Каким-то образом в этом храме культуры человек становится участником интереснейшего театрального действа, погружается и приобщается к каким-то важным и сокровенным моментам своего культурного прошлого. Поэтому люди возвращаются из Коптелово, не просто услышав новую информацию, но, почерпнув сил, энергии и вдохновения, с желанием еще и еще раз приехать в этот удивительный заповедник духа наших предков. Именно в этом сила Коптеловского музея, его притягательная необычность.
Вот эти нанизанные на веревку деревянные пластины, вряд ли кто сам догадывается, что это старинная земельно-шнуровая книга, которой в прошлом пользовались наши предки. Эта книга хранилась у самого честного на селе мужика. Количество пластинок соответствует количеству дворов. На каждом бруске отмечено, сколько в каждом хозяйстве пахотных земель, а сколько сенокосных. Каждая дощечка расколота на две части: одна находится в книге, а другая на руках у крестьянина на случай потери книги или возникновения споров.
В музее есть несколько картин из серии "жизнь села".
Тут нам рассказывали что означают вышивки, и не только.
Дальше интересно. Я банально спросил, как называется зал, и вот тут экскурсовод меня расколол, - говорит: "Вы по игре? Какие вас вопросы интересуют, на все отвечу". Видимо это большая редкость, и настораживает, когда молодежь сама приезжает в деревенский музей... Слегка был ступор и легкий шок. Та группа уже ушла и их экскурсия закончилась. А наша только начиналась. Леонид Федорович оделся и мы пошли за ним по улице к крестьянской избе 17 века. Проходили мимо других старинных и полуразрушенных домов.
Изба бабы Кати срублена одним топором в конце 17 века. Сегодня столь древних строений, сохранивших свои главные особенности снаружи и внутри, на Среднем Урале, вероятно, больше не найти. Потому коптеловская изба считается ценнейшим памятником архитектуры. Внешний вид строения прост и незамысловат: почти полное отсутствие украшений. Лишь простые ставни у окон, но, какая монументальность и художественная сила. Самое ценное в избе это то, что сохранился почти первозданный интерьер, очень редкое явление не только на Урале. Внешний вид строения прост и незамысловат: почти полное отсутствие украшений, один простой ставень у окон, но, какая монументальность и художественная сила.
Изба бабы Кати названа в честь последней жительницы дома. Во время Великой Отечественной войны она потеряла своих сыновей. После войны одна осталась в своей избушке, которая, как и хозяйка, казалось, доживала свой долгий век. В 1960-е годы даже среди других ветеранов баба Катя выделялась отсутствием в ее быту практически всяких элементов цивилизации. Говорят, что обстановка в избе совершенно не менялась.
В 1971 году в 93 года Екатерина Тимофеевна навсегда покидает Коптелово: почувствовав старческую немощь, старушка отправляется к дальним родственникам. Говорят, тогда баба Катя впервые в своей жизни воспользовалась автомобилем. Избушку свою перед отъездом Екатерина Тимофеевна договорилась продать на дрова одному коптеловскому мужику. Об этом узнал Александр Григорьевич Потоскуев. Он хорошо себе представлял историческую ценность этой избы: ничего подобного ни в Коптелово, ни в окрестных селениях было не найти. Пришлось Александру Григорьевичу действовать сразу на два фронта. Сперва он поехал за тридевять земель к Екатерине Тимофеевне упрашивать ее изменить свое решение, а затем мужика, который уже отметил будущую покупку, уговорил не гневаться и прийти к согласию. Сумел, справился. Это была большая победа Потоскуев, радовался он, как ребенок.
Через несколько лет в Коптелово приехали специалисты-архитекторы, которые провели исследование и выяснили, что изба действительно редкостная, построена 300 лет назад и является ценнейшим памятником архитектуры.
Человеку среднего роста, чтобы попасть в основное помещение крестьянской избы, нужно несколько шагов пройти склонившись. Всему виной полати - древняя кровать, находящаяся над входом в избу. Говорят, все сделано с расчетом, чтобы любой гость при входе вольно или невольно поклонился избе и ее хозяевам. И сегодня даже самые гордые туристы, хоть русские, хоть иностранцы вынуждены отвесить поклон, чтобы войти в древнее строение.
Леонид Федорович рассказывает. Самое ценное, что в избе сохранился первозданный интерьер (очень редкое явление не только на Урале): широкие колотые лавки, накатной потолок из целых бревен, пол из половиц (расколотых надвое бревен). У каждого элемента избы свое бытовое и ритуальное предназначение. К примеру, углы в избе скруглены - магический круг защищал семью крестьянина от всякой нечисти. Главная часть дома, печь - источник тепла, дарующего жизнь. Лицом она всегда ставилась напротив ближайшего к северной стороне окна, чтобы холод и смерть, приходившие с севера, боялись попасть в избу, видя языки пламени. По диагонали от печи находится красный угол, в котором размещены божница и обеденный стол. Эта часть избы древняя гостиная. Подполатный угол у входа в избу называется мужским: здесь мужчины занимались домашними ремеслами. По диагонали от него находится женский кут - древняя кухня. Старики в избе спали на печи, дети - на полатях, кто моложе - на голбце, кому надо на вечерки - на лавках, у кого ребенок - тот каждый под своей зыбкой на полу. К печи примыкает голбец с дверью: вход в подполье, древний холодильник.
Мужской угол избы.
Красный угол, гостиная.
Матица - это главная несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных постройках. Она имела большое значение как при постройке дома, так и в быту. Например, под один из ее концов клали монетку, чтобы хозяева были богатыми и у них всегда водились деньги. Под матицей садились самые важные гости, например сваты.
Женский угол избы.
Леонид Федорович рассказывал о каждом предмете: как называется, что означает, как и где использовался.
По аналогии с Арамашевским музеем, предложили дамам пододвинуть чугунок. Вызвалась Настя, а Надя как "уже опытная" подсказывала как ухватиться. Говорят, он тяжелый и двигать его тяжело. А как же тогда крестьянские жены, наполнив его картошкой с водой и прочим, готовили пищу другим членам семьи? А семья в доме могла исчисляться десятками человек...
Александр Григорьевич Потоскуев, основатель музея, собрал коллекцию сельскохозяйственных машин и агрегатов конца 19-начала 20 веков, которая не имеет равных в Свердловской области. Название и назначение многих не удалось зафиксировать в памяти, но про некоторые попытаюсь рассказать.
Это соха - пахотное орудие с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева, оснащённой двумя железными сошниками и железной лопаткой - полицей и соединённой в верхней части с оглоблями, в которые запрягали лошадь. Главное отличие от плуга в том, что соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону. По сравнению с плугом соха требовала при пахоте меньшего тягового усилия лошади, но больших физических усилий и мастерства от пахаря.
Типовой деревянный самосвал.
В старину косы были маленькие. Лишь при Петре I косы стали делать с длинным черенком, чтобы крестьянин не гнул спину. Качество лезвия определялось по звуку и гибкости.
Неизвестные мне агрегаты.
Серия картин на стене в тему.
Тут же есть стенды с основами "деревенской" метрологии. Единицы объема, длины, площади и массы, которые использовались в крестьянстве - все тут истолкованы. Теперь я знаю сколько это сажень, а сколько косая сажень.
Зимние сани и летняя телега.
Считалось, что если крестьянин ходит зимой в дубленке - он бедный крестьянин. А если его жена худая и стройная, то никто с этим человеком дел не имел, т.к. считалось, что он не способен прокормить даже жену...
Коллекция продуктов растительного земледелия.
Далее мы перемещаемся в соседнее помещение - зал народных ремесел. Помимо ремесленных орудий и продуктов, здесь есть некоторые образцы минералов и найденных костей мамонта.
Это деревянная лодка выдолбленная из цельного дерева.
Точно не помню, но кажется это "морды" для рыбалки.
Приспособления для разглаживания ткани.
Прялки.
Приспособление для снятия сапогов.
Уголок женских ремесел.
Швейное мастерство.
Ткацкое мастерство.
Кухонное мастерство.
Знакомые уже маслобойки.
Коллекция бутылок из-под выпитого коптеловскими жителями спиртного.
Пишущие машинки.
Старые телевизоры и радио.
И поскольку время было уже 15:00 – время закрытия, то, есть подозрения, что остальное не показали. Нам не показали гостевой (крестьянский) дом 19-20 века и другие экспозиции основного здания музея. Мы зашли в музей, а нас торопят, скорее скорее, мы закрываемся. Успели только купить путеводитель за 50 р. и я еще по фоткал экспозицию старых фотоаппаратов.
В путеводителе оказался текст один в один из книжки Рычковых "Лучшие путешествия по Среднему Уралу", никакой углубленной конкретики. Хотя это вполне ожидаемо, но бывают и некоторые небольшие исключения, например, в музее Бажова. Всю информацию (для этого поста) брал из этой книги, купленного путеводителя и немного из того что рассказал яндекс.
Как бы то ни было, все остались довольные. Лично я доволен тем, что нам истолковали много вещей, которые нас окружают, а мы и значения (и откуда появилось) не знаем, и все это услышали из уст Леонида Федоровича. Что означают узоры на вышивке, куда невеста должна мести сор в избе на второй день свадьбы, как происходило сватовство в деревнях, как нужно сеять горох и как узнать когда нужно сеять, откуда пошла пьянка на Руси, и что означают звезды у входа в дом – эти и другие вещи, можно узнать посетив этот музей.
Напоследок небольшое видео из интернетов.