#шахта, #полуразрушенная церковь, #Багаряк, #техноген
Этой спонтанной и удачной (уже четвертой) поездкой наконец-то закрыта Багарякская тема. 9 ноября 2014 посетили последние рудники, которые были в списке достопримечательностей этого района, а именно Пороховский и Юго-Конёвский. В предыдущих сериях было: поселок Багаряк, скалы вдоль реки Багаряк, багарякские рудники.
Как обычно в выходные наступила пёсоповинность, и, прогуливаясь, размышлял о многом… Шел по полю, температура -10°C и снег недавно растаял, т.е. снега мало и грунт подмерз. И подумал, что такие погодные условия нужно использовать. Куда бы поехать недалеко? Ведь световой день уже короткий. Траншеи у водокачки (я туда хожу с цобакеном) напомнили рудники. И тут осенило – давно хотел посетить багарякские рудники: Пороховский и Конёвский, там как раз нужно ехать по полям.
Раз в субботу пришла идея, а предстоящее воскресенье было полностью свободным, то экстренно обзвонил проверенных соучаснегов и согласилось только двое: Scout66 и Вера. Даже в магазин не ходил, перекус составил из того что нашел дома: сало, пирог с капустой и термоса с чаем.
После всех стыковок примерно в 9 утра выехали из ЕКБ. На челябинском тракте восходящее солнце приятно светило прямо в глаза.
Полтора часа и вот мы едем по эксклюзивному багарякскому асфальту мимо полей и березового леса.
Вскоре сворачиваем на одно из полей и по накатке едем к месту нахождения Пороховского рудника.
Пороховский рудник, как и другие основные багарякские рудники, занимался добычей руд с редкоземельными металлами, в частости вольфрамовыми. Его постигла та же участь, как и остальных – закрытие вследствие открытия Юго-Конёвского рудника, который добывал больше чем все вместе взятые "окружные" рудники.
Пороховский рудник располагался рядом с озером Пороховое среди полей.
После закрытия Пороховского рудника шахты были засыпаны.
Старые отвалы постепенно зарастают березовым лесом и травой.
По всей территории можно найти большое количество ям разного размера. Некоторые используются и сейчас (хитниками?).
Затем мы предприняли попытку, сразу напрямую проехать к Конёвскому руднику, имелась даже дорога со свежими следами и небольшими сомнительными участками.
Но путь нам преградила речка Топка. Пришлось по другой накатанной дорожке выезжать в село Юшково.
Деревня Юшкова (Алчеева) была основана в 1701-1705 гг. в месте слияния реки Топки в Синару в числе русских поселений, относящихся к ведомству Багарякской слободы. Называется по фамилии первопоселенца Василия Юшкова. В 1851 году в деревне был возведён храм во имя Святых Косьмы и Дамиана, в связи с чем она получила статус села. Село Юшково в Каслинском районе было наиболее развитым в промышленном отношении: у села была паровая мельница на Синаре и ремонтная мастерская.
Источники:
Остатки мельницу мы посетим в конце нашей поездки, а пока пойдем осмотрим полуразрушенную церковь. Также в селе много старинных полуразрушенных зданий, как деревянных, так и из кирпича.
Существующий ныне каменный храм заложен был 1-го июля 1892 года. Строился он частично на деньги, пожертвованные, в количестве 5 000 руб., крестьянином села Коневскаго (Юго-Конёво) Иваном Петровичем Алыбиным, частично на добровольные пожертвования прихожан. Храм построен и освящен 31 октября 1897 года. Источник: http://sobory.ru/article/?object=12396
Входы в храм немного заблокированы и скорее всего это от животных. Нередки случаи, когда в полуразрушенных храмах находят приют животные, например коровы или овцы.
Входим в храм и осматриваемся.
Свод главного купола.
Это алтарный выступ церковного здания - апсида, полукруглая с ориентацией на восток. Здесь был престол во имя Воздвижения Креста Господня. Престол в православном храме - это стол, находящийся в середине алтаря. Поскольку престол это ключевая часть храма, то храм часто называют Крестовоздвиженским.
С северной и южной стороны по два оконных проема в виде вытянутых вверх арок, над арочным входом окно круглой формы.
С южной стороны окно круглой формы сквозное, с северной - заложенное кирпичом. Скорее всего в здании церкви размещался склад, т.к внутреннее пространство было перегорожено "неродной" кладкой, также как и некоторые выходы.
Фресок сохранилось совсем немного и все в плохом состоянии. Фото обработано с повышенной цветовой насыщенностью.
Крыша и чердак, ясно-понятно, разрушены.
Потом устроили легкий перекус и прямо из Юшково поехали в сторону рудника. Нашлась замечательная накатка, которая идет прямо через рудник, видимо в сторону Юго-Коневского моста через реку Синара.
Припарковали машину примерно в середине рудничной локации, перекусили, и стали обходить все объекты. Обходу территории способствовал интересный квест от M&B, в котором нужно было осмотреть объекты и найти подсказки. В финале был традиционный геокэшерский тайник. Начали с ближайшего объекта - бывших гаражей.
В первой половине 20 века под селом Юго-Конево было найдено богатое месторождение редкоземельных металлов, особенно вольфрама. Был построен рудник и поселок при нем. Соседние рудники с небогатым месторождением (Карасьевский и Пороховский) были закрыты. Своего расцвета Конёвский рудник достиг в 1950-ых годах. Однако, после аварии на комбинате ПО "Маяк" в 1957 году, Конёвский рудник и село Юго-Конево попали в зону ВУРСа и стали непригодными для длительного проживания. Люди были расселены, село Юго-Конево сравняли с землей, а рудник забросили.
Прошло уже более 50 лет после аварии. За это время выросли большие деревья. А уцелевшие полуразрушенные сооружения стоят в окружении деревьев.
Почти все уцелевшие постройки сделаны из необычного, я бы даже добавил забавного, стройматериала. Это либо необработанный камень словно с отвалов, либо мелкая щебенка, слегка скрепленная цементом.
Не берусь утверждать о назначении построек, а лишь предполагаю. Вероятно, здесь был какой-то бак с ёмкостью.
Фундамент здания.
Вероятно, это здание душевой, судя по бетонным перекрытиям примерно 1м х 1м внутри.
Большая яма.
Вероятно это было хранилище или подвал, т.к. укреплен необработанным камнем.
Приближаемся к "бункеру-дозатору".
Другие строения. Здесь ощущение, что цемент скрепляющий щебенку развеялся по ветру.
Еще раз обращаю внимание, что за 50 с лишним лет выросли достаточно большие и толстые деревья.
Единственное уцелевшее двухэтажное здание.
Вид с другой стороны.
Под одним из входов вниз прорыт глубокий лаз. Почему мы подумали прорыт? Потому что кто будет ставить здание стеной прямо на шахту? К тому же рядом стоит изба хитника (см. чуть дальше).
Внутри здания.
Рядом со зданием.
А вот изба хитника. По всем признакам покинута недавно, возможно перед снегопадами.
Недалеко обнаружились отвалы рудника. Два террикона стоят рядом друг с другом как...
Залез на оба террикона. Кстати, мы не единственные кто ходили по терриконам, по ним также ходили какие-то животные с маленькими копытцами. Вероятно это косули, они в багарякском районе уже были замечены нами.
А вот это непосредственно сама шахта. Кстати, вокруг шахты видно очень много продухов - подземелье дышит. И это может представлять некоторую опасность обрушения!
Конечно, она засыпана и в ней скапливается вода.
Другие соседние шахты.
Обошли всю локацию рудника и нашли все подсказки. От нечего делать и для верности сходили до необязательной подсказки №2, которая особенно позабавила. Она была на окраине в остатках жилых домов. Еще смутила подсказка №3. Тем не менее, первая же введенная координата оказалась верной. Конечно, все уже под снегом, но нычка пока еще доступна и она была найдена.
Честно говоря, думал поиски будут сложнее и даже не рассчитывал на такую удачу. Добраться сюда по снегу уже было удачей, а мы еще нашли тайник. Поздравил Соболя (и себя) с закрытием багарякской темы, ибо мы участвовали во всех четырех поездках.
Вернулись обратно в Юшково и поехали в сторону села Огневское. По пути остановились возле остатков мельницы.
До недавнего времени здесь похоже был мост. Но Синара подмыла грунт и одна из береговых опор развалилась, и моста нет. По всей видимости, это та самая юшковская мельница про которую упоминал ранее.
Обратно поехали через сам Багаряк. На исходе дня был потрясающе контрастный синий горизонт.
Автопробег 356,5 км - теперь это уже для меня недалеко :) Пеший пробег всего около 2 км - ненапряжная прогулка получилась. Расход бензина 10,4л/100км - по полям ездил на 4WD.