Самарские легенды. Часть 5

#Самара, #река Волга

В Тольятти мы добрались и выбрались через Самару. В Самаре удалось побыть пару дней и заодно посетить еще несколько мест. Этот пост является пятым эпизодом к серии "Самарские легенды". Ссылки на предыдущие эпизоды, которые были еще в 2013 году: часть 1, часть 2, часть 3 (не всем доступная), часть 4.

Выйдя из ж/д-вокзала 1 января сразу же пришли к стеклянной архитектурной композиции посвященной Фритьофу Нансену установленной на средства благодарных горожан. Это норвежский полярный исследователь, учёный, зоолог, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп (благотворитель), лауреат Нобелевской премии мира, удостоен наград многих стран, в том числе России.

В России он известен тем, что налаживал связи Европы и Советской России, оказывал помощь голодающим Поволжья. В 1921-1922 гг. был печально известный голод со случаями каннибализма. Причинами голода были в первую очередь социально-политические (хлебная продразвёрстка, уничтожение частной торговли, последствия Гражданской войны) и вторично климатические (жестокая засуха 1921 года). В то время когда на американских континентах пропадали излишки зерна, а в Советской России умирали от голода, Фритьоф Нансен обратился на сессии Лиги Наций 30 сентября 1921 года с призывом помочь голодающим в нашей стране. В то время сторонились молодой власти большевиков и отказали в помощи. Более того, Нансена стали обвинять в "большевизме". Пришлось привлекать частные организации и это имело не такой большой результат.

2 декабря 1921 года Фритьоф Нансен прибыл на станцию Самара, чтобы помочь голодающим Поволжья и лично все проконтролировать.

10 декабря 1922 года Нансен получил Нобелевскую премию мира за многолетние усилия по оказанию помощь беззащитным. Значительная её часть была потрачена на развитие сельского хозяйства в регионах, пострадавших от голода.

По возвращению из Тольятти, в Самаре остановились у родственников. И помня, как ровно два года назад мы катались по Самаре, д.Валера снова предложил свою помощь в качестве шофера. У меня были лишь координаты точек интереса, а маршрут накидали по ходу. Первая остановка была уже в привычном месте возле драмтеатра. Там же рядом памятник Чапаеву. Во многом маршрут повторялся описанной первой части в моем дневнике.

Напротив, по адресу ул.Фрунзе 167 находится Самарская государственная академия культуры и искусств, в которой ранее располагался Куйбышевский обком. Но это здание знаменито тем, что во дворе в нем находится "бункер Сталина".

В бункер в этот раз даже не пытался соваться, т.к. туда наобум не попасть.

Следующая остановка также в привычном месте у польского костела. (фото 2013 года)

Польский костел

А по соседству с ним по адресу ул.Фрунзе, д.155 дом-музей А.Н. Толстого. 15 сентября 2013 возле музея установлена скульптура Буратино внешне напоминающего актера исполнившего роль сказочного персонажа (см. 2-серийный фильм "Приключения Буратино" 1975 г.). Я и не знал, что автором Буратино является А.Н. Толстой.

А.Н. Толстой - русский советский писатель и общественный деятель. Он автор недописанного романа "Пётр I", трилогии романов "Хождение по мукам", фантастического романа "Гиперболоид инженера Гарина" и пр. Сказка Буратино задумывалась как русская версия повести Карло Коллоди "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы". Поначалу Толстой довольно точно передавал сюжет итальянской сказки, но потом увлёкся оригинальной идеей и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика. Второе название сказки про Буратино - "Золотой ключик". Характер Буратино получился совсем другой, не такой как у Пиноккио: безмозглый, доверчивый дурачок, но при этом он решителен, любопытен, любит приключения. Толстой посчитал, что выходит скучновато и пресновато, и поэтому хотелось вдохнуть в героев больше духа авантюризма и веселья. Такой прием, я наблюдаю, сейчас популярен в современной журналистике...

Где-то в пути проезжали мимо немецкого костела.

Далее мы поехали на угол улиц Куйбышева-Некрасовская где 15 ноября 2013 г. была установлена скульптура "Солдат Швейк". Как и с Буратино, смысл памятника сводится к автору, только в виде придуманного этим автором персонажа. Солдат Швейк – персонаж известного романа Ярослава Гашека. Бронзовая фигура Швейка курящего трубку на бочке с порохом высотой 1,75 м установлена на улице Куйбышева возле дома, в котором жил Ярослав Гашек с апреля по июнь 1918 года. Он был назначен комиссаром красного чехословацкого отряда в составе первого самарского советского полка. Считается, что в этот период у него возник замысел романа о солдате Швейка. (Описание взято из ДубльГИСа)

Потом приехали на набережную Волги к уже знакомому товарищу Сухову. Про эту легенду я писал в предыдущей (четвертой) части. Но интересовала другая соседняя и новая скульптурная композиция "Бурлаки на Волге" выполненной в виде объемной копии одноименной картины Ильи Репина. Эта композиция открыта 11 сентября 2014 году, автор – известный скульптор Николай Куклев, чьи работы уже имеются в Самаре.

Скульптура представляет собой отлитую в бронзе копию персонажей картины, тянущих лямку в багете на мольберте. При этом за спиной у бурлаков живой реальный пейзаж – река Волга. Лодка с парусом установлена чуть дальше мольберта с картиной и создает пространственную перспективу. Ожившие в бронзе бурлаки – картина 1,5 х 3 метра. (Описание взято из ДубльГИСа)

Потом мы поехали мимо ж/д-вокзала. На одном из зданий возле ж/д-вокзала недавно появились новые красивые фасадные часы. Они выполнены в стиле старинных чикагских часов 19 века. В начале 20 века Самару называли "русским Чикаго" за бурное промышленное развитие.

Потом как-то снова "дали круг" к набережной, чтобы посмотреть на "ладью". Проезжали мимо монумента славы, в простонародье "Паниковский с гусем".

А вот и ладья. (фото 2013 года)

Самарская ладья

Но мы заметили еще один памятник, который доколе я не видел и он здесь отсутствовал. Рказывается, это памятник князю Григорию Засекину - первому воеводе и строителю Самары.

Памятник открыт 12 сентября 2014 по инициативе городского сообщества. Скульптор Карэн Саркисов, архитектор Дмитрий Стебнев.

Фактически, это памятник основателю Самары! А я про него даже и не слышал! Князь Григорий Осипович Засекин - первый воевода городов-крепостей на Волге: Самара (1586), Царицын (1589) - ныне это Волгоград, и Саратов (1590). Все были основаны после завоевания Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханства и получения обширных территорий Поволжья. Получается, что основатель трех главных городов среднего поволжья, а я про него ничего не знал. Уверен, что даже жители этих областей не все знают кто это. Напомню, крепость Самара была построена там, где сейчас Хлебная площадь.

А это здание - "памятник архитектурной глупости", в народе называется "электрочайником".

Последнее, что мы поизучали в тот день – это самарское метро.

Метро как метро, но нас удивило в нем три вещи.

  1. Пластмассовый жетон для прохода через турникет.
  2. На каждой станции (кроме Юнгородка) есть таблички "Удивительная Самара" с любопытными фактами из истории Самарского метрополитена.
  3. Самая дальняя станция "Юнгородок" – наземная. Едем значит уже в пустом вагоне, и тут бах! – вспышка света. Взрыв? – Нет, солнечный свет, снег и мороз.

Специально выходили на каждой станции метро и искали таблички из серии "Удивительная Самара". Где-то она одна, а где-то по две штуки на станции, а может быть мы что-то упустили. Станций метро теперь уже десять, это больше чем в Екатеринбурге. Последняя станция "Алабинская" была одной из первых, но законсервированной. Сейчас она открыта, но поезда до нее еще не ходят и не построены подземные переходы.

Далее пошли в гости, а потом на базу. А потом на следующий день улетели домой в Екатеринбург на самолете. Аэропорт Курумоч так неудобно расположен: в 50 км от Самары и в 70 км от Тольятти, где-то посередине между ними. С первого взгляда вызывает ощущение небольшого старого советского аэропорта.

В самолете включил GPS и записал трек. Снова подтвердил две моих теории:

  1. Мой "пешеходный" навигатор в самолете показывает неправильную высоту. Может он просто не рассчитан на пользование в самолете?
  2. Континентальные авиамаршруты внутри страны всегда привязаны к федеральным трассам. Возможно, на случай экстренной посадки. Маршрут KUF-SVX пролегал практически параллельно трассе М5 "Урал".

Удалось сделать несколько фотографий. Потрясающий зимний закатный свет.

Поволжские поля.

При посадке у Екатеринбурга.

Вот так закончились самарские каникулы 2015. Я их никогда не забуду… Спасибо всем всем всем, особенно кто нас приютил и принял.