Когда-то давным-давно, еще в 1990-ых годах, друг моего отца рассказывал мне и своему сыну (тоже Алексею) как фотографировать. Что такое выдержка, диафрагма, что при фотографировании фотограф должен стоять спиной к солнцу и прочее – это все что я тогда запомнил, а потом забыл. Это было время собственных домашних фотолабораторий в ванной. Сами фотографировали и сами же проявляли пленку, и "печатали" с нее. Техника до сих пор пылится на чердаке. Но это в прошлом.
Прошло много лет. Фотоаппаратом я не пользовался. В 1997 году по тогдашней моде купили пленочный недорогой Kodak. И все что приходилось делать самому, это менять пленку и нажимать кнопку затвора. Проявка и печать делались в "фотомагазинах".
В 2000-ых стремительно начала развиваться электроника и фототехника не исключение. Если все раньше делалось вручную или полуавтоматически от нажатия кнопки до листочка фотобумаги в руках, то наступила пора электронных (JPEG) фотографий. Достаточно было нащелкать много-много кадров и потом скопировать их на компьютер. Если число кадров ограничивалось длиной фотопленки, то теперь не было никаких ограничений по количеству, ну разве что объемом карты памяти.
Так в 2007 году я купил свой первый электронный фотоаппарат Canon PowerShot A720 IS. Этим аппаратом я пользовался достаточно долго, примерно до 2012 года, и даже сейчас он иногда меня выручает. Все исправно, кроме разве что механизма вспышки – бывает не срабатывает.
Но я заметил, что фотографии практически всегда получаются не такими, чтобы они тебе понравились. Например, темно или наоборот пересвет, недостаточно насыщенные цвета, много шумов и т.п. Поэтому я практически каждую свою фотографию стал обрабатывать в Photoshop'е. И еще у меня была мания сделать размер файлов минимальным – максимально сжать. На это тратилось немало времени, но зато результат меня больше стал удовлетворять.
В этот же период времени я придумал способ хранения и именования фотографий. Название папки – фотособытие и дата. Внутри папки серия фотографий с события. В одной папке на компьютере может быть десятки-сотни-тысячи однотипных (JPG) файлов. При чтении (и, уж тем более, записи) разноименных, но однотипных файлов, тратится лишнее время, например при копировании (вычисление и поиск – лишняя работа CPU). Особенно это заметно, если копировать TotalCommander'ом. Поэтому, самое простое и гениальное решение – это задать формат имени файла imgXXX.jpg, где ХХХ – это счетчик 001...999, и все в пределах классического DOS'овского имени (8 символов на имя файла, 3 символа на расширение). При копировании в диалоге создается своеобразная анимация, словно циферки нарастают по счетчику, а имя img остается тем же самым. Что до папок, которых впоследствии тоже может быть десятки-сотни-тысячи, их удобно сортировать по дате задом-наперед и с приписанным комментарием. Т.е., 2007-01-01 Первая Папка, 2015-01-15 Пятнадцатая папка, ..., 2012-06-12 Летняя папка.
Никогда не вдавался в фототонкости. Позабыв, что такое выдержка и диафрагма, просто выбирал режим пейзаж/портрет/макро/спорт и фотографировал какой-либо кадр. Таким образом не контролируется процесс создания фотографии. Работать с шаблонами, конечно, удобно, но когда сам выбираешь режим и контролируешь все параметры – так фотографии получаются значительно интереснее, т.к. ты в них вкладываешь свои навыки, умения, и даже душу.
Поэтому в 2012 году твердо решил, что пора переходить на новый уровень. То есть покупать зеркальную электронную фотокамеру. Долго выбирал между ценой, пожеланиями и возможностями. И нашел оптимальное решение – Canon EOS 550D. Почему Canon? Во-первых, потому что "мыльница" у меня была Canon, и я ею был и остаюсь доволен. Во-вторых, это конструктив и эргономика: я подержал в руках Nikon и Canon, и второй идеально лежит в руке и всяко удобен, чем Nikon, у которого путаешься и цепляешься за кнопки. Не знаю где лучше цветопередача, но факт в том, что у Nikon'а картинка получается лучше. В-третьих, это присутствие на рынке: Canon в России более распространен и поэтому у него широкий выбор объективов и аксессуаров, по цене примерно чуть ниже, чем для Nikon'а.
Приобрел Canon EOS 550D с китовым (штатным) объективом Canon EF-S 18-55 IS. Объектив самый простой и диапазона фокусных расстояний вполне хватает для обычных ситуаций и жанров. Но качество картинки не радовало. Продолжал также каждый JPG-файл обрабатывать в Photoshop'е. Так было до тех пор, пока мне не показали что такое Adobe Lightroom. Никаких уроков ни по Photoshop'у, ни по Lightroom'у я не проходил. Все что я умею, это я научился самостоятельно, ну может с чьими подсказками. Но об этом позже.
Однажды я потерял крышку от объектива. Пошел в магазин за другой и заодно подумал купить обычный UV-фильтр, чтобы не чистить и не царапать внешнюю линзу. UV-фильтр стоил 700р.(!), но мне предложили поляризационный HOYA за 1300р. Почему нет, решил попробовать и купил. Вскоре я в полной мере оценил работу поляризационного фильтра в деле. Он замечательно делает контрастным небо или яркие объекты, а также убирает блики на стекле или воде, но он затемняет свет, проходящий сквозь объектив (подозреваю, что на один стоп экспозиции).
Потом в 2013 году увлекся покупками в зарубежных интернет-магазинах DX и eBay. Стал покупать аксессуары:
Я пришел к выводу, что в таких магазинах лучше не рисковать и покупать именно только аксессуары, а не серьезные вещи (тушки, объективы, вспышки), иначе есть риск купить за дорого кота в мешке, который может еще и не доехать. А такие случаи были.
Идея заменить штатный объектив витала с первого дня покупки "зеркалки". Но покупка постоянно откладывалась из-за нерешительности и дороговизны. Решение было принято окончательно, когда я ходил по Алтаю и все красоты снимал на 18-55. Эх, сколько отличных кадров могло бы быть...
Выбирал между Canon EF-S 17-55 мм f/2.8 IS USM и Canon EF 24-105mm f/4 USM. Выбирал аналитически и практически.
Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Достоинства:
|
Canon EF 24-105mm f/4L IS USM Достоинства:
|
Первый – это тот же штатный китовый 18-55, просто с диафрагмой 2.8, а значит светосильный. Но я выбрал практичность, т.е. второй, т.к. он дешевле, L-серии и еще полезет на полный кадр (это запас на будущее). Однако, этот объектив на кропнутой камере не очень удобен если снимать в помещении или тесном пространстве – не хватает угла на 24 мм.
В том же году обменивался с товарищем фототехникой. Я ему одалживал для работы, а он мне на тест. У него был Canon EOS 60D и ультра-ширик Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM. Теперь я понял чего мне не хватает. А не хватало мне более серьезной камеры и этого самого широко угла. Сходил с этим в наш Березовский музей золота и понял, что мне нужно то же самое. А такой объектив в подземелье будет просто идеален.
Чуть позже протестировал еще один объектив. Правильно говорят: все новое – это хорошо забытое старое. В советские времена делали объективы на русские фотоаппараты с байонетом М42. Среди них наиболее известен Гелиос 44-2 58mm. Но мне больше всего понравился Юпитер-37А 135mm и я его приглядел в качестве "телевика" или "портретника". Но "телевик" и "портретник" мне не особо нужны. Мой жанр – репортаж и пейзаж.
Начал размещать объявления о продаже Canon EOS 550D с китовым объективом 18-55 с аксессуарами. В итоге продал товарищу, а себе купил Canon EOS 70D и прикрутил на него Canon EF 24-105mm f/4L IS USM. Еще подумал, почему 70D в интернет-магазине так подозрительно дешевле на 10 тысяч, чем в рознице. Оказывается этот аппарат официально не ввезенный на территорию РФ, вычислилось по серийному номеру в оф.сервисном центре. А качество нисколько не хуже. Правда в 2016 году при небольшом пробеге около 31000 сломалась заклепка на шторке затвора, и затвор пришлось менять. Учитывая в каких условиях он у меня бывал это объяснимо. Сейчас пробег сброшен, жизнь начата заново и еще с настроенным автофокусом.
Чуть позже накопил денег и купил недостающий объектив Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM. И теперь пользуюсь им всегда, когда мне не хватает угла обзора на 24 мм.
Считается, что для полного счастья должно быть: полнокадровая тушка и тройка объективов: штатник, ширик и телевик. До полнокадрового я еще не дорос и не накопил, а из объективов у меня нет пока потребности в телевике.
Еще один немало важный вопрос: как это все тяжелое добро носить? Ответ прост. Я фотограф-пешеходник, а непременный атрибут пешехода – это рюкзак. Поэтому я специально купил фоторюкзак Lowepro Fastpack 250. Очень удобно этот рюкзак спроектирован: достаточно скинуть рюкзак с правого плеча и из бокового кармана оперативно достать/вложить фотоаппарат. Для легких вылазок приобрел сумочку KATA DC-441. Её же удобно носить на груди на лямке, когда за спиной 100-литровый рюкзак.
Теперь пора рассказать, как я теперь делаю фотографии. Я фотографирую объекты, пейзажи и ситуации в ходе путешествия или фотоохоты. Фотографирую кадр с умыслом запечатлеть на память, красиво или необычно. Я не преследую цель прославиться снимком, хотя и непротив, я снимаю на память! Глаза имеют свойство забывать, а объектив – это путь в вечность… Возможно, мой кадр отснят другими стопицот раз, но у меня нет этого кадра. Есть возможность отснять красиво или необычно – сделаю все, как позволяют мои навыки.
Теперь техническая информация. Все фото снимаю в RAW-формате – это то, как свет упал на матрицу и создал картинку. Нечто вроде BitMap'а, а JPEG – это сжатый BitMap(RAW). Для чего я это делаю? Потому что потом в Adobe Lightroom я могу вытянуть из этого RAW'а потом такую картинку, в которой меня все удовлетворит. Грубо говоря, RAW – это глина, а JPEG – это изделие из глины, только потом из этой глины можно сделать много версий одной и той же картинки. Adobe Lightroom работает без деструктивного вмешательства, т.е. RAW-исходник никак не модифицируется. В принципе, и из JPEG можно сделать другой JPEG, но возможности будут очень ограничены!
Все мои дальнейшие действия типичны большинству обработок. Рекомендую прочитать статью известного блогера-путешественника – Сергея Доля: Как я обрабатываю фотографии 2.0. Все что я делаю, я повторю то же самое несколько раз.
CR2-файл в среднем весит около 25-30 Мб. Поэтому для просмотра и обработки необходимо мощное компьютерное железо. В 2012 году именно из-за этого я заменил свой ПК на более мощный (CPU Intel i7, 16Gb DDR3, SSD 120Gb + терабайты для хранения, 64-битная ОС).
Это краткая и обязательная последовательность для каждого изображения. Это лучше сохранить пресетом (шаблоном) и после импорта применить ко всем изображениям, чтобы сократить время.
Затем начинаю исправлять то, что мне не нравится.
После того, как фотографии готовы, я начинаю работу над повествованием. Но сначала отбираю лучшие фотографии. Придумал для себя правило: ограничить число выборных снимков не более 50. В исключительных ситуациях не более 100. Ведь просмотр множества фотографий может быть утомительным. Затем подготовка фотографий. Тут незаменимый мне помощник – программа FastStone Resizer.
В заключение, могу сказать какие объективы для Canon я тестировал, и, в двух словах мое впечатление.
Canon EF-S 18-55 IS. Штатный кит, так себе объектив, для начала хватит.
Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM. Идеальный кит. Всем хорош: бокэ, ширик, 2.8, но дорогой.
Canon EF-S 15-85mm f/3.5-5.6 IS USM. Хороший вариант для штатника. На 15мм жуткая виньетка.
Canon EF-S 17-85mm f/4-5.6 IS USM. Бюджетный вариант штатника, если нет амбиций.
Canon EF-S 18-135 f/3.5-5.6 IS. Китовый трэвел-зум. Самый бюджетный штатник. Весьма неплох.
Canon EF 24-105 f/4L IS USM. Идеальный репортажник и штатник для полнокадровой тушки.
Canon EF-S 10-22 f/3.5-4.5 USM. Идеален для пещер, но качество такое же как у кита. Без стаба.
Canon EF 75-300mm f/4-5.6 III USM. Телевик без стаба. Если нет амбиций, то потянет. Дешевый.
Canon EF 70-200mm f/4L USM. Тяжелый и без стаба. Все таки телевик обязан быть со стабом!
Canon EF 50mm f/1.8 II. Дешевый портретник. 1.4 и 1.2 еще интереснее, но в разы дороже.
Гелиос M42 44-2 58mm f/2. Хороший портретник. Ручной фокус.
Юпитер M42 37А 135mm f/3.5. Монстр бокэ, хороший портретник и телевик на кропе. Ручной фокус.